Как продать бизнес

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Продажа бизнеса подразумевает последовательность и ответственность на каждом этапе начиная с поиска покупателей и заканчивая непосредственно передачей ему предприятия. Рассмотрим подробно, как продать бизнес грамотно и выгодно.

Причины продажи

У многих бизнесменов сложился небезосновательный стереотип о том, что на продажу выставляют только те предприятия, которые оказались нерентабельными или перестали приносить прибыль. На самом деле причины могут быть совершенно разными. Согласно действующей статистике, самые распространённые причины продажи как убыточного, так и прибыльного предприятия:

  • Возраст или состояние здоровья владельца. В силу возрастных изменений или заболеваний человек уже не в силах управлять бизнесом, а кандидатов, которым можно доверить такую ответственную миссию, нет.
  • Концентрация усилий. Возможно, выставленное на продажу предприятие — не единственный бизнес владельца, и он принял решение направить усилия на другой свой проект.
  • Необходимость или желание инвестировать финансы в другой бизнес. В этом случае предприятие продаётся с целью получения средств для последующих вложений в другой проект.
  • Смена места жительства. Владелец переезжает в другой город или эмигрирует из страны, потому процесс управления продаваемым предприятием усложняется или даже становится невозможным.
  • Потребность в деньгах. К сожалению, никто не застрахован от ситуаций, положительный исход которых зависит от круглой суммы, в таком случае бизнес продаётся срочно и чаще по минимальной цене.
  • Конфликты между собственниками предприятия. Иногда единственный возможный вариант мирно поделить общее дело — это поделить деньги, полученные от его продажи.
  • Продажа бизнеса поставлена на поток. Стандартная практика, согласно которой группа предпринимателей занимается развитием бизнеса, затем продают его, приобретают или открывают новый проект и работают над ним с целью последующей продажи.
  • Потеря интереса к бизнесу. Со временем в жизни каждого человека может произойти смена приоритетов, и часто при такой смене не остаётся времени на когда-то любимое дело. Или же хобби, превратившись в работу, просто перестало приносить радость.
Продажа убыточного бизнеса

Убыточный бизнес зачастую действительно продают, поскольку владелец не видит выхода из затруднительного положения. В этом случае найти покупателя будет гораздо сложнее, так как новому владельцу придётся искать способы стабилизировать финансовое положение компании

Некоторым выгодно приобрести убыточное предприятие, поскольку цена за него будет на порядок ниже, а впоследствии можно будет с помощью опытного кризис-менеджера его реабилитировать.

Поиск покупателя

Принцип продажи бизнеса мало чем отличается от продажи любого другого товара. Покупателю важно быть полностью уверенным в добропорядочности продавца и в «качестве» предприятия, для этого необходимо предоставить подробную и достоверную информацию:

  • Об отсутствии задолженностей (в противном случае их придётся выплачивать новому владельцу). Есть возможность договориться о снижении стоимости с последующей выплатой долга, но практика показывает, что при таком варианте продажа усложняется.
  • Обо всех ресурсах предприятия.
  • О финансовом состоянии предприятия и многом другом.

Поиск покупателя может быть осуществлён владельцем бизнеса самостоятельно или через посредника — бизнес-брокера. Второй вариант более затратный в финансовом плане, однако вполне может окупиться, поскольку таким образом сокращается время на подготовку к сделке, а весь её процесс курируется посредником.

Как продать бизнес быстро и эффективно

Cделка по продаже бизнеса

Важно учитывать особенности продажи, будь то продажа предприятия полностью или только определённой его доли. Также особое значение имеет подготовка документов и процесс установления стоимости бизнеса

Виды

В зависимости от типа продажи, возникают разные вопросы и сложности, а также различаются требования к процессу подготовки и реализации сделки.

ИП

Продажа индивидуального предприятия, в том числе нерентабельного, предполагает длительный процесс переговоров с покупателем, поскольку последнему нужно быть в курсе всех нюансов приобретаемого бизнеса. После покупки новый владелец бизнеса имеет все права на владение и распоряжение ресурсами предприятия.

Доля

Продажа доли предприятия — одна из самых сложных задач. В первую очередь необходимо определить размер продаваемой части. Например, если один из бизнес-партнёров отказался от дальнейшего управления предприятием, а его доля составляет 10%, то именно она подлежит продаже, в противном случае при желании продать бо́льшую часть необходимо оценить рентабельность такого действия и его риски.

Поскольку происходит частичная продажа предприятия, а не полная, необходимо найти общий язык с покупателем и договориться о взглядах на последующую деятельность компании и о совместных целях. Покупатель становится вашим партнёром.

Действующее предприятие

Покупка готового работающего предприятия может осуществляться двумя способами:

  • долями компании, с постепенной сменой руководства компании;
  • одномоментным назначением покупателя полноправным собственником.

Следует тщательно изучить причины продажи такой компании, вполне вероятно, что «действующий» бизнес обнаружит свои подводные камни и окажется работающим в убыток.

К плюсам такой сделки можно отнести то, что новый владелец будет получать прибыль непосредственно после передачи всех прав, тогда как бизнес с нуля раскручивается от года и дольше.

Идея

Проще всего продать бизнес-идею. По сути, она существует только на бумаге, и то в лучшем случае. Покупатель приобретает права на её реализацию, что в обязательном порядке фиксируется в договоре покупки-продажи. Это важно сделать, чтобы избежать дальнейшего мошенничества со стороны продавца, который в случае отсутствия документального подтверждения совершенной сделки вполне может заявить, что идея была украдена, а не продана.

Как продать нерентабельный бизнес

Такой случай также имеет несколько возможных вариантов:

  • распродать имеющиеся активы по отдельности (недвижимость, оборудование, клиентскую базу, товарный знак);
  • продать компанию целиком — возможно, покупатель отчётливо видит свою стратегию по превращению убыточного бизнеса в прибыльный или хочет использовать все активы для своих целей, но отдельно.

Главное, вовремя проанализировать нерентабельность предприятия и понять, что гораздо выгоднее будет его как можно скорее продать , чем предпринимать какие-либо действия по реанимированию бизнеса.

Подготовка документации

Идеальным решением будет обратиться к специалистам, которые не только предоставят грамотную консультацию как продать бизнес, но и окажут услугу полного сопровождения подготовки документации к сделке покупки-продажи.

Для заключения сделки требуются:

  • два экземпляра договоров покупки-продажи (для продавца и покупателя);
  • оферты сторон договора;
  • оригиналы и ксерокопии паспортов участников сделки;
  • заявление по установленной законодательство форме и заверенное нотариально;
  • протокол общего собрания или решение совета директоров о продаже (не нужно для продажи бизнес-идеи);
  • засвидетельствование оплаты государственной пошлины.
Обращение к нотауриусу

Могут понадобиться дополнительные документы, в зависимости от вида продаваемого бизнеса. Посредничество нотариуса обязательно в любом случае

Оценка бизнеса

Очень важно правильно оценить свой бизнес, поскольку это формирует окончательную стоимость продаваемого предприятия или его доли.

Одной из самых простых формул для оценки является Ц = (А/С + П)*С, в которой:

  • Ц — окончательная стоимость предприятия;
  • А — цена ликвидных актов предприятия: дебиторской задолженности, нематериальных активов и т.п.;
  • С — приблизительный срок, в течение которого затраты могут окупиться;
  • П — средняя чистая прибыль в год.

Все значения берутся исходя из данных на момент продажи. При расчёте чистой прибыли обычно принимается к рассмотрению информация за последние три года. Средний срок окупаемости чаще всего составляет 2–5 лет, однако это число может отличаться, в зависимости от вида фирмы и её состояния.

Типичные ошибки

Большинство предпринимателей при продаже бизнеса допускают одни и те же ошибки. Рассмотрим их подробнее.

  • Разглашение информации о намерении продавать предприятие или об уже совершенной продаже. Это чревато потерей позиций среди конкурирующих фирм, поскольку может сложиться мнение, что продаваемая фирма обанкротилась, ведь истинная причина продажи может быть неизвестной или непонятной. Особенно опасно стать жертвой такой репутации крупным корпорациям, для которых важно оставаться лидерами в своей отрасли.
  • Зацикливание исключительно на текущей деятельности компании. Новый владелец не обязан продолжать деятельность предыдущего: он вполне может запустить новый проект на основе приобретённого предприятия и с использованием его ресурсов. Если текущий собственник предприятия грамотно оценит все преимущества своего дела, чтобы предложить покупателям множество выгод и преимуществ как для продолжения текущий деятельности, так и для реализации чего-либо нового, шансы на успешную продажу значительно возрастут. Особенно хорошо это работает при продаже убыточных предприятий или предприятий-банкротов. Для правильного определения преимуществ желательно обратиться к специалистам.
  • Несвоевременная продажа. Убыточный бизнес очень тяжело и порой почти нереально продать. Опытные бизнесмены знают, что каждое предприятие имеют свою фазу развития, после которого оно достигает точки пика — наиболее прибыльного периода. Именно в это время стоимость бизнеса наиболее высокая. После точки пика наступает время периода спада, и если владелец не планирует внедрять инновационные проекты, решения или дополнительно инвестировать последующее развитие, желательно продать предприятие именно в это время.
  • Неправильная подготовка документов. При продаже предприятия текущий владелец полностью передаёт права на него новому владельцу. Это должно быть подкреплено документально. Более того, уже на стадии оформления сделки или даже поиска клиентов недостаточно ответственный подход к подготовке документации может отпугнуть многих покупателей.

К продаже бизнеса или его доли нужно подойти с максимальной вдумчивостью, а в идеале — обратиться к посреднику-специалисту. Правильная оценка стоимости, подготовка документов, грамотное доведение сделки купли-продажи до конца — залог успешной реализации задуманного.

Перед передачей прав на собственность важно привести в порядок дела компании, в том числе и бухгалтерию.

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?