Овощехранилище как бизнес
Оцените бизнес идею: |
Особенности климата нашей страны позволяют снимать урожай раз в год. В остальное время используют собранные ранее овощи. Чтобы их хватило до следующего года, необходимо хранить овощи в специальных помещениях. Поэтому бизнес на хранении овощей – вполне востребованное дело. Важно лишь знать, как правильно организовать его.
Варианты работы овощехранилища
Бизнес-план овощехранилища может предусматривать одну из двух форм организации дела:
- Организация транзитного овощехранилища. Предприниматель заключает договора только на хранение овощей и не имеет права их реализации. Этот вариант потребует меньше вложений, поэтому подходит начинающим предпринимателям. Но и окупаемость проекта сильно затягивается.
- Предприниматель выступает посредником между производителем и потребителем. Для этого варианта необходимо больше средств, чтобы склад всегда был полон продукцией, обеспечивая бесперебойность продаж. Вариант выгоден тем, что при долгосрочных отношениях с поставщиками можно договариваться об отсрочках платежей или брать продукты под реализацию.
Помещение для хранилища
Прежде всего, бизнес-план овощехранилища должен предусмотреть подбор подходящего помещения и оборудование его системой вентиляции. Он должен находиться на территории с удобными подъездными путями, потому что загрузка и отгрузка овощей будет происходить постоянно габаритным транспортом.
Можно искать готовое помещение, но всегда проверять его на возможность установки систем вентиляции. Поддержание необходимой температуры и влажности в помещении – залог успешности данного бизнеса. Стены помещения надо проверить на наличие патогенной микрофлоры, иначе вы тоже сильно рискуете своим бизнесом. Аренда такого помещения в среднем обойдется в 50 руб. м2. Для старта бизнеса потребуется не меньше 100 м2. В этом случае нет смысла устанавливать в помещение дорогое оборудование. Такие вложения оправданы, если вы оборудуете собственные площади.
Собственное овощехранилище можно построить из быстровозводимых ангаров. Постройка такой конструкции под ключ с утеплением обойдется в 3,5-6 тыс. руб. м2.
Продукция для хранения
После выбора помещения бизнес-план овощехранилища должен определить, какие овощи и в каком количестве можно будет в нем хранить. Различные виды овощей требуют разного режима хранения. Причем некоторые из них имеют несколько периодов хранения, которые отличаются температурным режимом и уровнем влажности.
Например, картофель первые 8-10 суток хранят при влажности 90-95% и температуре 12-18ºС. Затем две недели его постепенно охлаждают, каждый день понижая температуру на один градус. Только после этого начинается обычный период хранения при влажности 85-95% и температуре 2-4ºС. Весной его начинают постепенно прогревать в течение примерно недели. Похожий режим хранения и у других корнеплодов. Капусту хранят при температуре -1-0ºС и влажности 90-98%.
Лук репчатый тоже требует нескольких температурных режимов. На первом этапе его просушивают и прогревают сначала при температуре 25-30ºС, а затем в течение суток при 42-45º С. Затем его сразу надо охладить до температуры -1-3 ºС. К весне температуру снова повышают до 2-3ºС или 18-22 ºС в зависимости от сорта. Чеснок вначале обрабатывают парафином, а затем хранят в полиэтиленовых пакетах в холоде до 10 месяцев.
Соответственно, для каждого типа овоща необходимо отдельное помещение и оборудование для поддержания температурного режима. Это увеличит расходы на постройку ангара на 8-12%.
Оборудование ангара
В ангар потребуется как минимум такое оборудование:
- система увлажнения воздуха;
- система искусственного охлаждения;
- система вентиляции.
Сегодня на рынке можно найти оборудование, которое включает в себя все указанные системы и автоматически регулирует их работу. При этом цена на них не сильно отличается от автономных систем. Зато при автоматизации нет необходимости нанимать сотрудника для обслуживания оборудования, этим по необходимости занимаются фирмы-поставщики.
Персонал на овощехранилище
Помимо руководителя овощехранилище должны обслуживать:
- менеджер по закупкам и продажам;
- инженер-технолог;
- бухгалтер;
- логист;
- уборщицы;
- технический персонал;
- охранник.
Часть работы можно переложить на аутсорсинговые компании.
Обратите внимание, чтобы обеспечить качество хранимых овощей, важно, чтобы персонал умел правильно использовать установленное оборудование. Поэтому надо проводить повышение квалификации сотрудникам. Особенно инженеру-технологу.
Поставщики и покупатели
Начинать поиск партнеров надо с поставщиков до начала сезона. Надо найти тех производителей, которые мало представлены на рынке, и пообщаться с ними лично. Это могут быть не только крупные предприятия, но и небольшие фермерские хозяйства.
Понимая примерный объем продукции, которая будет принята на хранение, можно приступать к поиску покупателей. Ими могут быть:
- госучреждения, где организовано питание;
- оптовые компании, которые сбывают овощи в торговые сети;
- различного масштаба магазины;
- жители района.
Рентабельность бизнеса
Сумма инвестиций в проект составит около 3 млн руб. Эти средства уйдут на:
- строительство овощехранилища – примерно 3 млн 500 тыс. руб.;
- закупка и установка оборудования – 1 млн 500 тыс. руб.;
- прочие затраты (заработная плата с учетом налогов, реклама и маркетинг, коммунальные расходы, электричество) – примерно 1 млн руб.
Сэкономить на электричестве можно, отказавшись от автоматических систем оборудования. Но в этом случае бизнес подвергается большому риску, так как малейшая ошибка персонала может стоить огромных вложений.
Если организовывается хранение овощей на площади примерно 400 м2, оно может быть наполнено примерно 3 тыс. тонн овощей. За месяц реализация такого количества продукции принесет около 300-400 тыс. руб. Конечно, если условия хранения позволяют продавать качественные овощи. Окупаемость бизнеса в среднем два года.
на 400 м2 невозможно разместить 3000 т овощей если не знаком с 5-м измерением
1 комментарий