Как открыть магазин продуктов с нуля

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

бизнес план продовольственного магазинаНачинающие предприниматели часто берутся за открытие продуктового магазина, как беспроигрышного варианта бизнеса. Главный их аргумент – кушать все хотят всегда, поэтому бизнес на продуктах всегда будет востребован. Но многие упускают тот момент, что востребованность магазина во многом обуславливается знаниями и умениями предпринимателя в сфере построения бизнеса, мерчандайзинга, формирования имиджа торговой точки и прочего.

Конечно же, как открыть продуктовый магазин без подробного бизнес-плана? Вам необходимо не только точно просчитать всю финансовую часть, продумать особенности ведения дел, формирования товарооборота и позиционирования торговой точки. Прежде чем начать торговлю, надо изучить деятельность конкурентов в округе. Продуктовые магазины наверняка уже работают в выбранном вами месте, но необходимо изучить их ассортимент, ценовую политику, позиционирование и прочее. Уже исходя из этой информации, думать и решать, как открыть магазин продуктов на своей территории. Чтобы облегчить вам задачу и примерно сориентировать, с чего начать открытие собственной точки, ниже приводится пошаговая инструкция с расчетами, которая расскажет, что нужно, чтобы открыть свой магазин с нуля.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-84-27 Санкт-Петербург и область - +7(812)309-43-72

Юридические вопросы

Первое, что должен предусмотреть бизнес-план продуктового магазина – официальная регистрация предприятия. Для этого допускается регистрация как индивидуального предпринимателя, так и юридического лица. Чаще всего останавливаются на ООО. Однако на этом бюрократический этап открытия торговой точки не заканчивается. Кроме этого, вам нужно получить целый ряд разрешительных документов.

Чтобы открыть продуктовый магазин, необходимо не просто зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или же юридического лица, но и получить огромное количество разрешений.

Вам потребуется следующая документация:

  • свидетельство о проверке измерительных приборов (в т.ч. весов);
  • книга отзывов и предложений (располагается в специальном уголке в зале);
  • свидетельство о внесении в торговый реестр вашего города;
  • паспорт версия ККМ, журнал кассира-операциониста, техпаспорт ККМ;
  • заключение о пожарной безопасности;
  • правила продажи, лицензии, сертификаты на отдельные типы товаров, которые должны находиться в зале;
  • размещение в уголке покупателя также текста Закона РФ «О защите прав потребителей», информации о внеочередном обслуживании льготников, телефонов экстренных служб;
  • аттестат рабочих мест согласно Санитарным правилам;
  • договор на вывоз ТБО;
  • медицинские книжки сотрудников торговой точки;
  • договор на проведение дезинсекции и дератизации;
  • договор купли-продажи или аренды помещения;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение и санитарный паспорт, которые должны находиться в зале.

Обратите внимание, что это не исчерпывающий перечень документов. Например, чтобы принять на работу иностранца, вам нужно подать ряд дополнительных разрешительных бумаг, за перечнем которых нужно обратиться в свой контролирующий орган.

к содержанию ↑

Формат бизнеса

Еще до регистрации предприятия вам необходимо определиться, в каком формате открывать свой магазин. В первую очередь надо решить, какого масштаба будет ваш бизнес: маленькая торговая точка, среднего размера магазин или супермаркет? Даже в формате среднего магазина надо определиться, организуете вы его по принципу самообслуживания или торговля будет вестись через прилавок? Какой будет режим работы торговой точки, будет ли она работать круглосуточно? Ответы на эти вопросы во многом влияют на перечень разрешительной документации и взаимодействия с наемным персоналом.

к содержанию ↑

Выбор места

Как показывает практика, от месторасположения магазина зависит примерно половина успеха бизнеса. Поэтому надо хорошо проанализировать потенциал вашего района на подходящие места. Выбрав несколько подходящих точек, можно отталкиваться от их стоимости или других условий аренды.

Решая где и какой открыть свой магазин, учитываете такие нюансы. Открывать гипермаркет в спальном районе не имеет смысла. При всей густонаселенности микрорайона в нем не будет достаточного потока покупателей, чтобы окупить бизнес – предложение намного превысит спрос. Если для магазина бытовой химии или строительных товаров это не так критично, то для продуктового магазина недопустимо – товар будет залеживаться и портиться. Поэтому в таких районах выгоднее открыть свой продуктовый магазин не среднего или малого формата, смешанного или прилавочного типа.

Смешанный тип предпочтительней. В этом случае к недорогим товарам у покупателей есть свободный доступ, а дорогие предлагаются из-за стойки продавца. За счет открытой зоны увеличивается средний чек покупателя, а за счет закрытой зоны уменьшается число краж дорогого товара.

к содержанию ↑

Помещение

Открывая магазин с нуля, важно не только правильно подобрать его месторасположение, но и найти подходящее помещение. Чтобы снизить затраты на доведение помещения до всех требуемых норм, подыскивайте территорию с проведенными необходимыми коммуникациями: вентиляцией, теплоснабжением, водоснабжением, канализацией, электричеством. Учитывайте, что самостоятельное проведение хотя бы одной из этих коммуникаций стоит больших денег.

Помещение можно искать как на первом этаже дома, так и в отдельно стоящем здании. Важно, чтобы рядом была большая и проходимая дорога или хотя бы пешеходная зона. Чем крупнее магазин, тем актуальнее наличие парковочных мест.

Как правило, для небольшого продуктового магазина в спальном районе достаточно площади помещения 50-100 кв. м. Но учтите, что помимо зала вам потребуется организовать складское помещение, чтобы хранить запас товара.

к содержанию ↑

Ассортимент магазина

Еще один важный пункт, который должен детально описать бизнес-план магазина продуктов – ассортимент товара в вашем магазине. Перед его формированием стоит просмотреть предложения конкурентов, оценить востребованность этого товара, примерно прикинуть, сколько денег им удается за него выручить. Свой ассортимент надо формировать на основе этих данных.

Как правило, общее количество позиций магазина, открытого с нуля, должно составлять примерно 2-3 тыс. позиций. Тогда вы сможете сформировать достаточное предложение для покупателя. Рассчитывая вложения в магазин, открываемый с нуля, учитывайте, что примерно 30% инвестиций уйдут именно на формирование ассортимента.

Размышляя, из чего составить свой ассортимент, учитывайте, что находится около вашей точки торговли. Например, работающий рядом детский сад или школа будут диктовать свой особый спрос на продукцию. Как бы то ни было, всегда надо чутко реагировать на спрос, корректируя ассортимент в соответствии с потребностями покупателей.

к содержанию ↑

Примерный ассортимент товаров

Опираясь на практику действующих магазинов, можно определить примерный ассортимент товара, который рекомендуется представлять в небольшом магазине:

  • продукты питания первой необходимости, которые должны охватывать примерно 250 позиций;
  • фрукты, овощи, которые тоже покупаются в первую очередь;
  • алкогольные и безалкогольные напитки (немного слабоалкогольной продукции, в том числе разливное пиво, сладкая и минеральная газированная вода. Обратите внимание, при включении в ассортимент алкогольной продукции потребуется оформить лицензию на ее реализацию;
  • бытовая химия.
к содержанию ↑

Торговое оборудование

Назвать точный список торгового оборудования, которое потребуется для открытия магазина с нуля, сложно. Все зависит от ассортимента товара и формата магазина. Но как минимум вам понадобятся:

  • кассовый аппарат (возможно несколько, которые надо зарегистрировать в контролирующих органах);
  • стеллажи;
  • полки;
  • холодильники;
  • холодильные лари;
  • витрины.

Дешевле всего приобретать оборудование, бывшее в употреблении. Но в этом случае важно смотреть на его состояние, прикидывая, во сколько обойдется техническое обслуживание. Особенно актуально это для холодильного оборудования. Если есть возможность оснастить свой магазин новым оборудованием, удобнее всего покупать его напрямую у производителей.

к содержанию ↑

Персонал магазина

Даже для небольшой точки продажи, организованной с нуля, потребуется управляющий, несколько продавцов, грузчик. Их количество варьируется, в зависимости от того, будет ли работать магазин круглосуточно или нет. Вопрос, сколько выплачивать заработной платы персоналу, решается при формировании штатного расписания. Средние показатели по рынку выглядят следующим образом:

Название штатной единицы Количество Оклад (тыс. руб.) Всего (тыс. руб.)
1. Управляющий 1 30 30
2. Старший продавец 2 17 34
3. Продавец 8 15 120
4. Грузчик 4 12 48
5. ИТОГО     15 184

Основная проблема в подборе персонала – найти добросовестных и честных сотрудников, которые не будут воровать товар. Для этого рекомендуется обращаться в рекрутинговые агентства, которые тщательно подбирают персонал, опираясь на рекомендации предыдущих работодателей, опыт работы в сфере, уровень квалификации. Чтобы снизить риск таких случаев, рекомендуется устанавливать сотрудникам оклад и премии в соответствии с выполненными объемами работы. У каждого сотрудника должна быть медицинская книжка, инструкция по выполнению обязанностей, ему нужно выделить спецодежду.

к содержанию ↑

Финансовая часть проекта

Организовывая свой бизнес на продуктовом магазине, прежде всего, стоит просчитать, сколько примерно денег удастся с него выручить – соотнести свое «хочу» с реалиями рынка. Для этого надо созвониться с поставщиками и уточнить их цены на оптовые поставки продуктов. Затем пройтись по ближайшим торговым точкам и посмотреть, сколько у них стоит аналогичный товар. Открывая свой магазин, учитывайте, что наценка должна включать 10% на непредвиденные расходы. Оптимизировать работу магазина, можно, если договориться с поставщиками о закупке продукции под реализацию. При организации торговой точки с нуля надо отталкиваться от средней рентабельности подобного бизнеса по России в 20%.

к содержанию ↑

Расчеты

Несмотря на то что магазины разного формата и режима работы будут требовать разных инвестиций, можно определить средний размер вложений, который потребуется, чтобы открыть свой магазин.

Приблизительные расходы на год

Направление вложений Размер вложений (тыс. долл.)
1. оборотные средства 20
2. первоначальная закупка товара 35
3. бухгалтерия 5
4. зарплата персонала 12
5. закупка оборудования 8
6. строительство некапитального здания 10
7. ИТОГО 120

Поэтому, открывая свой магазин, стоит рассчитывать на окупаемость порядка 9-10 месяцев.

к содержанию ↑

Сложности бизнеса

Главная проблема при старте подобного бизнеса – сбор всей необходимой документации. Если есть сомнения, удастся ли самостоятельно собрать необходимый пакет, можно отдать решение этого вопроса специальным компаниям за отдельное вознаграждение.

Неизбежная проблема начального этапа работы такого бизнеса – переизбыток продукции. Это естественно, так как сразу угадать спрос на весь ассортимент товара нереально. Со временем вам удастся скорректировать закупки в соответствии с потребностями клиентов. Самый правильный шаг при формировании ассортиментного ряда – задать самому себе вопрос, что бы вам захотелось купить в этом магазине, если бы вы жили или работали рядом с ним.

Важная составляющая успеха – имидж заведения. О нем стоит позаботиться сразу. Поэтому открытие магазина надо сделать торжественным, интерьер магазина организовать приятным и постоянно формировать интересные предложения для покупателей. Важно, чтобы продавцы тоже отвечали требованиям вежливого и учтивого персонала.

к содержанию ↑

Вопрос конкуренции

Отдельно стоит рассмотреть вопрос конкуренции. Сложно найти по городу место, где бы уже не работал магазин продуктов – работать придется в условиях жесткой конкуренции. Но бояться ее не стоит. Как правило, основными конкурентами небольшим магазинам в городах стают супер- и гипермаркеты. Дело в том, что далеко не все из них способны удовлетворить потребности покупателей, даже несмотря на удобную выкладку товара и вроде бы широкий ассортимент. Важно тщательно проанализировать спрос местного рынка и предложения данного супермаркета. В большинстве случаев вы найдете чем привлечь клиентов в свой магазин. Как показывает практика, при грамотном определении ассортимента и организации работы небольшие магазины уже через полгода создают достойную конкуренцию представителям крупных торговых сетей.