Бизнес-план художественной школы
Оцените бизнес идею: |
Долгое время в обществе бытовало мнение, что школа искусств предназначена только для обучения детей. Мало того, такой бизнес был нерентабельный, потому что кружки, школы и секции для детей должны были быть бесплатными, а, значит, финансировались из государственного бюджета. Сегодня все изменилось. Теперь художественная школа может открывать свои двери и для взрослых. К тому же ее можно организовать как вполне доходный бизнес. Важно лишь заранее обдумать бизнес-план и грамотно воплотить его в жизнь.
Регистрация художественной школы
Прежде всего, бизнес-план должен предусмотреть формат работы художественной школы. Так, если вы планируете ученикам после прохождения курсов выдавать сертификаты, она должна быть оформлена, как негосударственное образовательное учреждение. Это стоит довольно дорого, да и процесс оформления связан с множеством бюрократических проволочек. То есть на старте вам придется вложить существенные средства и время, что увеличит срок окупаемости проекта.
К тому же обычно взрослые идут заниматься ради своего удовольствия или просто попробовать себя в этом. Сертификаты обычно нужны, если человек планирует в дальнейшем устраиваться на работу, где требуется определенный уровень квалификации. Поэтому, например, абитуриентам художественных ВУЗов такие сертификаты не помешают. Но в основном и они приходят в такие школы за знаниями и навыками.
Все это говорит в пользу того, что для официального оформления художественной школы достаточно зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель. В таком случае в процесс регистрации займет не более рабочей недели и 800 руб. госпошлины. А вы сможете на законных основаниях передавать интересующимся необходимые знания и умения.
Поиск помещения
На этапе регистрации художественной школы стоит занять поиском подходящего помещения. Искать его желательно в центре города, куда удобно будет добираться потенциальным клиентам. Если арендная плата площадей в этом районе города слишком высокая, можно искать помещение недалеко от крупных транспортных развязок или в большом спальном районе.
Площадь класса для занятий художественной школы рассчитывается из количества предполагаемых учеников. На каждого должно быть выделено около 2,5 кв. м., так, чтобы на них свободно мог поместиться мольберт со стулом. В помещении обязательно должно быть хорошее освещение и мощная вытяжка. Работать придется с красками и растворителями, которые имеют сильный запах. Обязательно в классе или рядом должна находиться раковина, где ученики смогут мыть кисти и руки.
Чтобы соблюсти все эти требования, можно снять помещение уже работающей студии. Этот вариант приемлем, если вы планируете работать. Например, со взрослыми, а арендовать площадь будете в помещении детской художественной школы. Тогда расходы пойдут на почасовую аренду, но вы существенно сэкономите на оборудовании помещения и закупке мебели.
Определение количества учеников
Одна из важных задач, которые должен решить бизнес-план – определить, сколько же учеников должно учиться в вашей школе. Рассчитывать надо исходя из того, что один преподаватель способен уделить достаточно времени не более восьми ученикам. Он должен успеть оценить ход работы каждого, указать на ошибки, показать, как их исправлять, дать какие-то рекомендации. При этом он ограничен во времени. Одно занятие длится не более двух часов.
Как правило, взрослые ученики приходят на занятия по выходным дням. Но открывать бизнес желательно в начале учебного года, когда все потенциальные клиенты вернутся с каникул и отпусков.
Оборудование для школы
Важная статья, которую должен предусмотреть бизнес-план – закупка необходимого оборудования, расходных материалов, рабочих реквизитов. Прежде всего, необходимо закупить следующее:
- кисти;
- краски,
- бумага,
- модели,
- стулья,
- мольберты.
Обратите внимание, что ученики, как правило, расходные материалы приносят с собой. Но все равно в студии должны предлагаться бумага, кисти, краски, растворители и прочие нужные мелочи. Во-первых, часто учащиеся что-то забывают или у них внезапно заканчивается тот или иной расходник. Во-вторых, на небольшом магазинчике можно сформировать дополнительный доход.
В этом случае бизнес-план должен предусмотреть поиск поставщика качественных материалов. Именно качество должно ставиться во главу угла при организации закупок. Сэкономить на этой статье расходов можно, если выйти на производителя или оптового поставщика.
На мебели, мольбертах, столах, стульях, можно сэкономить, покупая бывшие в употреблении единицы.
Персонал школы
На начальном этапе, если у вас есть необходимые знания и опыт, вы сами можете преподавать в классе. Но если вы планируете масштабный проект, который будет работать всю неделю, ориентируясь на разную аудиторию, необходимо найти преподавателей с соответствующей квалификацией. Их количество будет зависеть от графика работы школы и охвата целевой аудитории. Также вам потребуется уборщица и бухгалтер.
Рекламная кампания
Чтобы о вашей школе узнали потенциальные клиенты, надо о ней рассказать как можно большему количеству людей. Для этого включите в бизнес-план печать листовок, объявлений, визиток. Раздавайте их в местах наибольшего скопления людей недалеко от места, где находится студия. Какое-то количество распространите среди своих друзей и знакомых.
Обязательно включите в рекламный план использование возможностей Интернета. Разместите объявления на бесплатных досках, в профильных группах социальных сетей. К слову, в последних можно создать собственные группы и раскручивать свою школу через них. Если есть возможность, создайте сайт школы. Со временем можно отследить, какой рекламный инструмент приносит наибольшую отдачу и строить свою рекламную кампанию на нем.
Занимаясь поиском клиентов, учитывайте то, по каким критериям люди выбирают художественную школу для себя или детей. К таким критериям относятся следующие:
- Репутация школы (57%)
- Квалификация педагогов (55%)
- Близость к дому (43%)
- Отзывы знакомых (35%)
- Материальная база (11%).
Обучение в удаленном доступе
Использовать возможности Интернета можно не только в рекламных целях. Через него тоже можно организовывать обучение. Для этого вначале надо разработать методику преподавания в классах. Можно использовать такие варианты:
- он-лайн коференции в Skype;
- он-лайн обучение через комнаты для вебинаров;
- видоезаписи лекций;
- электронные методические пособия с иллюстрациями.
На каком бы методе вы ни остановились, это должен быть полноценный курс, охватывающий какой-то один аспект живописи. Эти материалы можно рассылать клиентам за отдельную плату. При этом держать с ними обратную связь. Например, давать им домашние задания, принимать фотографии выполненных работ и отсылать анализ ошибок, список рекомендаций.
Через свой сайт можно приглашать выдающихся деятелей искусств и устраивать ученикам общение с ними.
Финансовый раздел
Пожалуй, самая важная часть, которую должен содержать бизнес-план – это финансовый раздел. Только лишь четко и точно просчитав все расходы и обрисовав потенциальные доходы, можно определить, насколько рентабельным будет проект.
План расходов
Основная часть расходов уйдет на аренду помещения и закупку оборудования. Расходные материалы на начальном этапе можно не закупать – ученики будут приносить с собой все необходимое для рисования.
№ п/п | Статья расходов | Стоимость (тыс. руб.) |
1. | Регистрация индивидуального предпринимателя | 0,8 |
2. | Аренда помещения | 20 |
3. | Один мольберт | 3 |
4. | Одна парта | 3 |
5. | Один стул | 1 |
6. | Заработная плата преподавателю | 20 |
7. | Коммунальные услуги | 2 |
Назвать точно итоговую сумму сложно, так как все зависит от площади помещения и количества учеников, которые на нем будут заниматься. Обратите внимание, что для малого бизнеса в стране предусмотрено льготное кредитование. Чтобы получить такой кредит, надо предоставить тщательно разработанный бизнес-план.
Потенциальные доходы
Доходы планируется получать от оплаты услуг за курсы. Цены на них формируются исходя из среднерыночных. Желательно установить абонементную сетку оплаты обучения. Выглядеть она может примерно так:
№ | Наименование курса | Разовое посещение | Абонемент на месяц (12 занятий) | Абонемент на год (144 занятия) |
1. | Курсы рисования | 500 | 3 000 | 20 000 |
2. | Курсы живописи | 600 | 5 000 | 50 000 |
В среднем школа может приносить за месяц 50 тыс. руб. Если организовать дополнительно небольшой магазин по продаже расходных материалов, доход можно немного увеличить. Окупится она в среднем за 1,5 года. Но говорить о точных сроках сложно. Насколько она будет популярна и насколько охотно сюда будут ходить ученики, зависит от таланта преподавателя, прежде всего, педагогического аспекта. Многое решает качество рекламной кампании. И, конечно же, финансовые возможности владельца бизнеса.