История успеха Фила Найта

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

История успеха Фила НайтаСегодня сложно представить, что такой гигант, как Nike первые свои продажи совершал из багажника автомобиля. Его владельцем был основатель компании Филипп Найт. Но еще до того как основать компанию, он торговал спортивной обувью. Этим занимались и занимаются многие, но повторить успех Фила удается не каждому.

Биография предпринимателя

Родился будущий предприниматель 24 февраля 1938 года в Портленде штата Орегон (США). Его отец по образованию был юристом, но в свое время освоил издательское дело и основал газету. О детских годах Филиппа мало что рассказывают, но доподлинно известно, что в юношеские годы, будучи студентом Орегонского университета, он занимался бегом на короткие дистанции. За годы обучения он стал не только дипломированным специалистом в области экономики, но и победителем в ряде университетских соревнований по спринтерскому бегу. Также он пробовал себя как спортивный журналист.

Его тренером был Билл Боуэрман, который впоследствии стал соучредителем компании. Среди его воспитанников был не один олимпийский чемпион. И хотя Фил не подавал больших надежд, как спортсмен, Билл на нем охотно тестировал свои эксперименты в области спортивной обуви для бегунов. Самым известным является эпизод, когда Боуэрман, поглощая вафли, приготовленные женой, вдруг обратил внимание на их форму, а затем и на форму самой вафельницы. Это породило в нем идею создать шипованную подошву для беговых кроссовок для лучшего сцепления с поверхностью, которая к тому же уменьшила их вес.

На то время в Америке достать хорошую и качественную спортивную обувь было сложно. Добротный Adidas стоил в шесть раз дороже кроссовок американского производства, а последние были крайне низкого качества.

к содержанию ↑

Основа бизнеса

История успеха Фила НайтаНо вернемся к Найту. После окончания университета он отслужил в американской армии, а затем пошел получать степень МВА в Стэнфордский университет. Считается, что именно во время его учебы и зародилась идея создания компании. Толчком ей послужило обычное задание для студентов: придумать бизнес и составить маркетинговый план его развития. Созданная на бумаге компания называлась Blue Ribbon Sports.

После окончания обучения, по настоянию отца Фил устроился на работу бухгалтером. Но одна лишь поездка по Японии вдохнула в него предпринимательский энтузиазм с новой силой. Во время поездки он попал на обувную фабрику, на которой изготавливались кроссовки под брэндом Tigers. На то время в стране заходящего солнца рабочая сила стоила очень дешево, соответственно и цена на эту спортивную обувь приятно впечатлила американца. Он заключил контракт с компанией на представительство ее в США. Правда, для этого пришлось немного приврать насчет того, что он является представителем крупной американской дистрибьюторской компании.

На закупку первой партии товара Найт и его тренер скинулись по 500 баксов. Прибывший товар хранился в гараже родителей Фила, а сбывали его прямо из багажника машины Найта у стадионов и беговых дорожек. Правда, при этом предприниматель продолжал работу бухгалтера.

к содержанию ↑

Рождение Nike

История успеха Фила НайтаК 1971 году он принял решение оставить работу, полностью посвятив себя новому бизнесу. Но и вести его Фил начал совершенно по-другому, прежде всего, подобрав емкое и звучное название. В то время к нему присоединился еще один бегун из команды Боуэрмана, Джефф Джонсон. Его авторству и принадлежит идея назвать фирму в честь греческой богини Ники. А знаменитую завитушку, которая символизирует крыло богини, придумала студентка факультета рекламы университета Портленда Кэтрин Дэвидсон. На то время ее вполне устроили заплаченные 30 долл. за создание логотипа. Правда, когда фирма достигла мировых масштабов, Найт не забыл об услуге и подарил Кэтрин статуэтку «Найк» с бриллиантами и часть акций компании.

В 1972 году мир увидела первая партия фирменных кроссовок с логотипом. Затем Найт старался принимать участие во всех крупных спортивных соревнованиях с рекламными акциями от компании. Появлялся на них он всегда с женой и оба были одеты в футболки с фирменным логотипом. Раньше этого никто не делал, поэтому такой рекламный шаг тоже сделал свое дело.

к содержанию ↑

Новые рекламные технологии

Но это было не единственное новаторство в сфере рекламы от Фила Найта. Уже к 1979 году Nike заняла половину рынка, отвоевав его у Adidas. И тут Фил сделал еще один рекламный ход, которым практически никто не пользовался не только на рынке спортивных товаров, но и в принципе.

История успеха Фила Найта

Он привлек к рекламе звезд спорта: бейсболиста Бо Джексона, легкоатлета Карла Льюиса, теннисиста Джона Макинроя и прочих. Среди них был малоизвестный на то время баскетболист Майкл Джордан. Никто не понял этого решения Найта, пока Джордан не стал звездой баскетбола. Тогда Фил разрабатывает для него индивидуальную модель кроссовок.

Но Национальная баскетбольная лига официально запретила Джордану выходить на площадку в этих кроссовках, так как их цвета не соответствовали требованиям. Это не смутило Фила. Он платил за каждую игру подопечного по тысяче долларов штрафа и при этом подсчитывал баснословные прибыли от продаж. Они выросли с 870 млн долл. в год до четырех миллиардов – за конфронтацией следила вся страна.

Единственное, что упустил из виду Найт – женская аудитория. На то время по стране набирал популярность фитнес, поэтому женщины остро нуждались в качественной спортивной обуви. Тут-то и стала наступать на пятки Филу новая компания – Reebok. Это заставило Найта задуматься о новых рекламных шагах.

к содержанию ↑

Рождение слогана

История успеха Фила НайтаПервым делом был придуман слоган для компании. Тот самый знаменитый «Just do it!». Затем изменилась рекламная стратегия. В рекламных роликах центральное место занимал не продукт, а герой, который преодолевает трудности, себя и выходит победителем. Выходит, конечно, в кроссовках Nike. И героями роликов были, естественно, знаменитые спортсмены. Это настолько задело за живое потребителя, что кроссовки Nike стали покупать даже те, кто спортом не занимался.

Брэнд стал настолько популярным, что к началу 90-х компания достигла бешеной популярности, которую до этого не могла достигнуть ни одна другая. В 1996 году ее признали лучшей компанией года. Фил Найт на этом не останавливался. Он продолжал удерживать компанию в лидерах, придумывая новые рекламные ходы, несмотря на серию неудач. Например, когда проигрывала сборная, которую спонсировала Nike.

Со временем ассортимент компании расширился от кроссовок до одежды, головных уборов, пульсомеров и прочих аксессуаров.

к содержанию ↑

Отход от дел

Когда были исчерпаны честные методы конкурентной борьбы с успехом Фила Найта, стали использоваться черные технологии. Традиционно компании, которые изготавливают свою продукцию в странах Азии, подвергаются нападкам за использование детского труда. Не обошла эта участь и Nike. Конкуренты утверждали, что на пакистанских заводах работают местные детишки за 60 центов на день, работая по 65 часов в неделю.

Скандал замяли, но Фил решил уйти от дел, тщательно готовя к вступлению на руководящую должность своего сына, сын Мэтью Хэтфилда Найта. Но тот трагически погиб, задохнувшись во время погружения при занятиях дайвингом. Это совершенно выбило из колеи Найта, и на его место нашли человека «со стороны» через рекрутинговое агентство – Уильяма Переза.

к содержанию ↑

Секреты успеха предпринимателя

История успеха Фила НайтаПо мнению Фила Найта половина его успеха зависела от удачного стечения обстоятельств, а вторая половина от вовремя высказанных идей. Причем идеи эти он не искал у конкурентов, пытаясь их модифицировать под особенности своей компании – он придумывал собственные, пытаясь сыграть на слабых сторонах конкурентов.

Сотрудники подтверждают, что в компании созданы все условия для творчества, неформального общения и максимального полета фантазии. Именно в доверии своей интуиции Фил и усматривал успех выбранных стратегий для продвижения компании.