Сущность франчайзинга
Оцените бизнес идею: |
Термин «франчайзинг» сегодня прочно вошел в отечественную бизнес-сферу, хотя и появился в пределах страны относительно недавно. Возможно, из-за небольшого срока существования на рынке сущность франчайзинга пока не всегда ясна и понятна отечественным предпринимателям.
Если отталкиваться от сути термина, то он произошел от французского слова franchir – «освобождать». В английский язык оно попало как franchise в значении «право на совершение чего-то». Оно предполагает получение определенного набора прав для совершения определенной деятельности.
Сегодня экономические словари передают суть франшизы, как вид предпринимательской деятельности, при котором компания, имеющая собственный бренд и права на него, передает часть этих прав другой компании или предпринимателю за оговоренное вознаграждение. Покупая франшизу, компания или предприниматель начинают использовать франчайзинг – особую систему ведения бизнеса. То есть сущность франчайзинга лежит в использовании франшизы оговоренным в соответствующем договоре способом.
Юридическая точка зрения
Логично, что подобная предпринимательская деятельность должна находиться в правовом поле и регулироваться законодательством страны. Но, как ни удивительно, законодательство Российской Федерации не знает такого понятия, как франшиза. К подобным отношениям применяется главой 54 ГК РФ, содержание которой касается регулирования отношений в рамках договора коммерческой концессии. Именно этот термин применяется в юридическом поле относительно всех вопросов франчайзинга на территории страны.
Содержание ст. 1027 ГК РФ раскрывает суть понятия договора коммерческой концессии. В соответствии с ним под подобными отношениями понимается использование одной стороной товарного знака, фирменного обозначения и прочих прав, носителем которых является другая сторона. Стороны при этом называются правообладатель и пользователь, тогда как в процессе предпринимательской деятельности используются термины франчайзер и франчайзи соответственно.
Свои отношения стороны закрепляют договором, который обязательно должен быть составлен письменно. Документ должен четко описать, какие конкретно права и в каком объеме передаются. Также указывается территория, на которую распространяется это соглашение, а также срок его действия. Участниками такого соглашения могут быть как юридические лица, так и физические лица индивидуальные предприниматели.
Подобный договор подлежит обязательной регистрации в тех органах, которые проводили регистрацию участников договора. Если при этом передаются права, оформленные в соответствии с патентным законодательством, надо пройти регистрацию и в патентных органах.
Сопутствующие расходы
Итак, суть франчайзинга и его стороны понятны. Стоит сказать еще пару слов о терминах, которые обязательно встречаются в процессе ведения подобного бизнеса. Как уже говорилось, передача прав от франчайзера к партнеру совершается за определенное вознаграждение. В рамках данных отношений оно называется паушальный взнос, но на законодательном уровне этот термин тоже не закреплен. Его размер оговаривается в подписанном сторонами договоре. Там же закрепляется размер роялти – что-то вроде абонентской платы, устанавливаемой франчайзером за пользование его товарным знаком. Величина этого взноса может быть установлена в виде фиксированной суммы, а может исчисляться процентом от дохода франчайзи. На рынке существуют предложения франшиз, которые не предусматривают выплаты этого взноса. Обратите внимание, что иногда франчайзер устанавливает еще один дополнительный взнос на проведения рекламных кампаний и реализацию маркетинговой политики. Обычно размер этого взноса не превышает 2-3% от дохода франчайзи.
Виды франчайзинга
Несмотря на терминологические разногласия с нормативными актами, франчайзинг довольно активно развивается по всей стране. Соответственно, стали формироваться отдельные его виды со своими особенностями. На сегодня существует несколько оснований разделять его на виды.
По виду деятельности можно назвать франчайзинг:
- Производственный – франчайзи получает технологию, инструкции и консультации по производству определенного продукта на своей территории, которая будет строго соответствовать установленным параметрам.
- Сервисный – франчайзи получает особые технологии и уникальные рецепты предоставления конкретного вида услуг.
- Торговый – франчайзи реализовывает товар партнера без организации производства.
- Смешанный – сочетание описанных выше видов.
По объему используемой технологии:
Дистрибуция товара – франчайзи реализует товар под маркой франчайзера или используя его товарный знак
Бизнес-формат – франчайзи не просто реализует товар, а делает это по определенной бизнес-схеме, предоставленной франчайзером.
По типу организации бизнеса:
Франчайзинг может отличаться по форме реализации бизнес-процессов. Основные отличия лежат в соотношении прав и обязанностей сторон, характере их взаимоотношений.
- Прямой – сотрудничество между сторонами напрямую для реализации определенного товара или услуги.
- Последовательный – заключение следующего договора на открытие точки после того, как был поставлен бизнес в предыдущей.
- Развитие территории – франчайзи обязуется в определенный срок на оговоренной территории открыть определенное количество торговых точек по реализации услуг или товаров.
- Субфранчайзинг – наделение франчази правами, которые позволят ему самому подписывать договоры с другими франчайзи на определенной территории.
Субконцессия
Поскольку договор субконцессии или субфранчайзинга сегодня используется довольно часто, есть смысл остановиться на нем подробнее. Итак, это наделение франчайзи правами, позволяющими ему заключать договоры на передачу установленного объема прав на торговую марку другим предпринимателям. Случается, что главная компания обязует такого партнера заключить определенное количество подобных договоров на оговоренной территории.
В соответствии со ст. 1029 ГК РФ такие субкоцессионные соглашения должны отвечать таким условиям:
- срок их действия не должен превышать срок действия договора коммерческой концессии;
- они признаются недействительными, если таковым признается договор коммерческой концессии;
- если франчайзи, который заключал субконцессиональные договоры, выходит из отношений, его права и обязанности перенимает главная компания-франчайзер;
- франчайзи, заключающий субранчйзинговый договор, несет ответственность перед главной компанией за действия партнеров, с которыми он заключает субфранчайзинговые договоры.
Все эти нюансы должны быть оговорены в каждом из подписываемых договоров.
Обратный франчайзинг
Еще один особенный формат ведения бизнеса по франшизе, который сегодня занимает все большее место в данной бинес-сфере – обратный франчайзинг. Организация бизнес-процесса по этой схеме предусматривает все ту же передачу прав на использование торговой марки от главной компании компании-партнеру, однако все процессы становления, ведения и контроля за процессом предпринимательской деятельности вдет франчайзер самомтоятельно. Он занимается поставкой товара, анализом и формированием ассортимента продукции, ее реализацией. Все полученные от этой деятельности доходы перечисляются на специальный сет в банке, который с определенной заранее очередностью перечисляет их в главный офис франчайзера. Тот вычисляет из этой суммы стоимость поставленного франчайзи товара, а также оговоренную сумму своего агентского вознаграждения, а оставшиеся средства возвращает франчайзи.
Считается, что это идеальная схема деятельности для предпринимателей, не имеющих соответствующего опыта, но желающих работать в сфере торговли товарами повседневного спроса. Другие сферы торговли мало пригодны для такого типа отношений, по крайней мере, на сегодняшнем этапе развития.
Международный франчайзинг
Отдельно выделяют также международный франчайзинг. Его особенность заключается в том, что стороны зарегистрированы как юридические лица в разных странах. Несмотря на то, что сегодня заключается огромное количество транснациональных договоров, международное законодательство еще слабо регулирует подобные отношения. Часто при подписании договоров международного франчайзинга применяется международное частное право. Однако по большому счету, каждая из сторон относится к другой стране, в которой действует собственное законодательство. И в большинстве случаев все отношения регулируются законодательством одной из сторон. Случаются ситуации, когда даже международное частное право не в силах разрешить разногласия. Поэтому сегодня такими вопросами занимается Международная франчайзинговая организация. Но ее решения в большинстве случаев носят рекомендательный характер.
Стороны соглашения
Как уже говорилось, сторонами соглашения являются правообладатель торговой марки, коммерческого наименования и т. д. (франчайзер) и правопреемник, который получает часть этих прав (франчайзи). Какая часть прав передается и на каких условиях, об этом говорится в договоре франшизы, которые подписывают стороны. Стоит отметить, что в этом соглашении могут принимать участие не только юридические лица, но и физические лица – индивидуальные предприниматели. Как отечественные, так и зарубежные.
Если речь идет о субконцессиональном договоре, то появляется третья сторона – франчайзи, которые строит отношения не с главным офисом, франчайзером, а посредником между ними. В этом случае он получает оговоренный объем прав от другого франчайзи, которого франчайзи уполномочил вести такую деятельность.
В случае обратной франшизы еще одной стороной соглашения должен выступать банк, который берет на себя организацию финансовых потоков между сторонами.
Условия договора
Несмотря на то, что закон не совсем принимает понятия франчайзинга, в рамках регулирования отношений договора коммерческой концессии, существует четкий перечень положений, которые в обязательном порядке должны быть прописаны в договоре. Если их упустить, договор будет считаться недействительным. К таким условиям относятся:
- предмет договора – четкий список прав, которые предоставляются франчайзи от правообладателя с детальным описанием;
- оплата на основании договора – устанавливается размер паушального взноса, роялти и других отчислений, их форма и периодичность;
- способы и область деятельности франчайзи;
- требования к качеству продукции, которую устанавливает франчайзер, а также требования передать франчайзи необходимые технологии, документацию и прочее, необходимое для достижения установленного качества товара;
- прочие условия.
Любой договор должен содержать такую информацию:
- франчайзер имеет право осмотреть и оценить место, где планирует вести бизнес франчайзи под его брэндом;
- ценовая политика, которую устанавливает правообладатель, и которую обязуется выполнять пользователь;
- имеет ли право франчайзи заключать субконцессиональные договора, или это вменяется ему в обязанность;
- контроль за качеством товара лежит на франчайзере, который должен указать, какие последствия наступают, если партнер не придерживается требуемого качества;
- территория, на которую распространяется действие данного договора;
- срок, в течение которого действует документ (можно и не указывать, но тогда автоматически этот срок устанавливается длительностью на пять лет).
Позитивная сторона франчайзинга
Говоря о сути франчайзинга, стоит рассмотреть его преимущества и недостатки. О преимуществах можно говорить с разных точек зрения. Считается, что при такой форме бизнеса выигрывает покупатель. Он гарантировано получает предсказуемое качество товара или услуги, которое он привык получать непосредственно от правообладателя.
Однако свои нюансы есть и для сторон, подписавших подобных договор.
Преимущества для франчайзера
Компания может проводить экспансию рынков, при этом не вкладывая в процесс денег. Бизнес гарантировано имеет успех, так как держатель франшизы сам заинтересован в его процветании и больше мотивирован, чем наемный управляющий. Мало того, франчайзи еще и получает от этой экспансии прибыль.
При такой форме организации бизнеса проще освоить зарубежные рынки. Ведь не всегда удается адекватно оценить особенности иностранного рынка. А если отдать дело в руки местного специалиста, который четко ориентируется в них и может быстро реагировать на изменения, у бизнеса появляется намного больше возможностей выйти на окупаемость в самые короткие сроки и грамотно презентовать марку на новом рынке. Также он может собирать информацию о новых сферах сбыта продукции.
Кроме того, часто продажа франшизы помогает вывести на новый уровень окупаемости малоприбыльные предприятия.
Преимущества для франчайзи
Преимущества для этой стороны договора очевидны. Предприниматель или компания получает готовую, действующую и проверенную схему готового бизнеса. Он получает готовую марку со сформировавшимся имиджем и проложенными путями становления и развития дела. Поэтому предприниматель входит на рынок стремительно, хоть и с нуля, в максимально сжатые сроки выходя на окупаемость.
Мало того, он имеет возможность получать товар по максимально низким ценам и в нужном количестве. Как правило, ему же могут выдать контакты поставщиков, клиентов. Получает обучение персонала, а также руководителя компании, которое входит в счет паушального взноса. Иногда главный офис компании может выделить кредит на организацию открытия франшизы. А порой выступает гарантом при оформлении целевых кредитов в банках. Все это сводит риски банкротства к минимуму, увеличивая шансы на успех.
Негативная сторона франчайзинга
Все в мире имеет свою обратную сторону и франчайзинг не исключение. Как для одной, так и для другой стороны существуют не только преимущества, но и определенные недостатки ведения подобного бизнеса.
Недостатки для франчайзера
Первое, что недополучает франчайзер при таких отношениях – это прибыль. Если бы он открывал собственный бизнес в регионе, где работает франчайзи, он бы получал всю прибыль от бизнеса. А так ему приходится довольствоваться несколькими процентами отчислений. К тому же, чем дальше территориально находится франчайзи, тем сложнее контролировать качество выпускаемой им продукции или оказания услуг, что может негативно сказаться на имидже всей сети в целом. При этом прервать досрочно отношения крайне сложно, а сам франчайзи имеет достаточно высокую независимость в действиях.
Аналогично возникают проблемы с контролем ведения документации. Этим часто пользуются франчайзи, занижая реальные прибыли, а потому у них появляется возможность платить меньшие отчисления в главную компанию.
Еще одна проблема – сохранность коммерческой тайны. Так или иначе, франчайзи получает конфиденциальную информацию касательно технологии, рецептуры и особенностей продукта. И несмотря на то, что договором прямо прописывается запрет на разглашение подобной информации, часто случается, что она попадает в руки конкурентов. Или же со временем франчайзи сворачивает партнерские отношения и становится конкурентом.
Недостатки для франчайзи
Первым камнем преткновения может стать паушальный взнос. Иногда он настолько высокий, что сроки окупаемости проекта сильно растягиваются во времени. При этом предприниматель сильно привязан к договору. Он обязан неукоснительно соблюдать все положения, которые франчайзер прописал в своих интересах, хотя и имеет право выступать со своими предложениями по его изменению. Но это очень сковывает ему руки, когда надо быстро реагировать на изменения на рынке.
Еще одна сложность – сотрудничество, которого он обязан придерживаться в работе с другими франчайзи. По сути, они являются для него конкурентами, но интересы франчайзера требуют не вести с ними конкурентную борьбу. При этом не всегда франчайзер предоставляет заявленную поддержку. Особенно это характерно для отечественного рынка. Также существует некоторый риск, что владелец главной компании перепродаст свой бизнес или компания вовсе обанкротится. В последнем случае франчайзи фактически вынужден сворачивать бизнес, каким бы успешным он до этого ни был.