Какие факторы влияют на поведение покупателей
Оцените бизнес идею: |
Нельзя составить грамотную стратегию продвижения какого-либо товара, не зная, что именно влияет на поведение покупателей. Маркетологи выделяют 5 факторов.
Экономические
При спаде экономики падает и покупательский спрос. Люди стараются максимально эффективно расходовать средства.
Высокий уровень инфляции или дефицит заставляют запасаться всем необходимым впрок. Увеличить продажи в таком случае помогает снижение цены.
Однако некоторые бренды принципиально не уменьшают стоимость премиальных товаров, что делает их доступными лишь узкому кругу клиентов. Обладание люксовым товаром вызывает ощущение причастности к определённому образу жизни, более высокому статусу.
Социальные
Маркетологи неслучайно в своих исследованиях выясняют, к какой социальной группе относятся потребители. Люди из одной группы обычно ведут себя одинаково и имеют похожие запросы. Например, склонны покупать технику или одежду определённых марок.
Однако конкретный вид поведения групп более характерен для жителей Европы или США. Российские потребители порой ставят в тупик отечественных маркетологов, так как живут не по средствам и покупают товары, не подходящие им по статусу. Например, жители «хрущёвок» внезапно оказываются владельцами люксовых авто.
Культурные
На поведение потребителя влияет его национальная принадлежность. Так, в некоторых культурах отдают предпочтение чаю, в других — кофе. Жители Востока склонны покупать одежду более ярких расцветок, но более сдержанного покроя.
Личностные
Однако личностные факторы порой преобладают над национальными, и это тоже стоит учитывать маркетологам. При выборе стратегии специалистам приходится брать в расчёт основные ценности потребителя, часто пропущенные через призму индивидуальных качеств.
На потребности покупателя также оказывают влияние его семейное положение, возраст, профессия, стиль жизни, тип личности. Семейные люди с маленькими детьми активнее покупают крупную бытовую технику: холодильники, телевизоры, микроволновые печи, стиральные машины. Родители подростков чаще всего приобретают спортивный инвентарь, ноутбуки, смартфоны.
На потребительское поведение влияет род занятий и образование. Так, чем выше уровень образования, тем больше склонность к покупке компьютерной техники.
Психологические
С помощью покупок потребитель пытается удовлетворить свои потребности. При разработке стратегии продвижения товара учитывают уровень мотивации покупателя, то есть насколько сильно в нём желание удовлетворить собственные нужды.
Чтобы повлиять на уровень мотивации, маркетологам приходится вызывать у потребителя эмоциональный отклик. Самый распространённый способ сделать это — реклама. Но стоит учитывать и личные убеждения, на которые трудно повлиять.
Таким образом, на поведение потребителей влияет совокупность пяти факторов. Не стоит игнорировать какой-то из них, ведь каждый в какой-то степени действует на решение покупателей приобрести товар. Только учитывая это, можно контролировать спрос.