Бизнес по франшизе
Оцените бизнес идею: |
Считается, что бизнес по франшизе – оптимальный способ начать свое дело. Он помогает вам обойти массу подводных камней, с которыми обычно незнаком начинающий предприниматель. И при этом такой формат работы позволяет быстро влиться в рынок с нужным набором инструментов для успеха. Но есть в этом деле и свои недостатки.
Преимущества франшизы
Прежде стоит обозначить те преимущества, которые ждут предпринимателя, решившего открыть такой бизнес:
- Накопленный опыт. Франчайзер, продавец франшизы, дает в ваше распоряжение огромный опыт ведения деятельности в данной сфере. Причем в вашем распоряжении опыт и других франчайзи, которые работают по разным регионам. Этот опыт касается общих принципов ведения бизнеса, плана поставок товара, определения наиболее популярного и прочее.
- Низкий стартовый барьер. Единственное, что нужно начинающему предпринимателю – иметь стартовый капитал и минимальные знания в бизнесе.
- Беспроигрышный продукт. Прежде чем открыть такой бизнес, предприниматель может заранее убедиться в его популярности и востребованности, сэкономив на маркетинговых исследованиях.
- Легкое прогнозирование. Франчайзер предоставляет всю актуальную информацию для прогнозирования развития бизнеса.
- Легкость оформления кредита в банке. Его могут оформить быстро, без залога. Мало того, поручителем или гарантом может выступить сам франчайзер.
Недостатки франшизы
Как и любой бизнес франшиза имеет и ряд недостатков. Среди них:
- Ваш бизнес полностью завязан на франчайзере. То есть, если он решит свернуть свой бизнес, ваш свернется автоматически. Чтобы такого не произошло, надо грамотно составлять договор. Например, оговаривать сроки использования франшизы или возмещение, связанное с закрытием главного офиса.
- Комиссионные, которые вы должны выплачивать обозначенный период в течение всего времени пользования франшизой. Имея собственный бизнес, такая статья расходов вам не светит.
- Зависимость развития вашего бизнеса от развития бизнеса франчайзера.
- Существенно больший стартовый капитал по сравнению с открытием собственного бизнеса с нуля. Ведь кроме затрат на открытие вам потребуется выкупить право на пользование франшизой.
Виды франшиз
Франшизы принято разделять на такие типы:
- Условная, при которой ответственность за новый бизнес делится пополам между франчайзером и франчайзи. Но при этом оборудование и товар на продажу предоставляется бесплатно, поэтому ее часто называют франшизой без вложений.
- От производителя, при которой договор подписывается между производителем и предпринимателем, который берется реализовывать его товар по своему региону. Как правило, товар предоставляется с существенной скидкой.
- Минимальная – реализация товара франчайзи с лотков или корнеров в определенных местах. Под корнером понимается небольшое, до 20 кв. м. пространство в торговом центре, где продается товар конкретной марки. Как правило, лотки и корнеры мобильны, поэтому их можно легко переносить в более оживленное место продажи.
Первый шаг
В первую очередь надо определиться с бизнесом, который вы хотите открыть. Начинающим предпринимателям рекомендуют выбирать те направления, в которых они хорошо ориентируются. Например, если вы слабо разбираетесь в мире моды, не стоит покупать франшизу по торговле модной одеждой. Или если вы ничего не понимаете в оргтехнике, покупать соответствующую франшизу тоже не стоит.
Кроме этого, надо учесть свои финансовые возможности. В различных сферах рынка франшиза стоит по-разному. Например, дороже всего открыть бизнес в сфере фитнеса, ресторанного или гостиничного бизнеса, а также гипермаркеты. Небольшие магазинчики обойдутся намного дешевле.
Способ приобретения
Чтобы открыть бизнес с использованием франшизы, можно использовать несколько доступных способов. Самый простой – использовать собственные средства. Но иногда этих средств требуется немало, как, например, в случае открытия гипермаркета или ресторана. Поэтому используют другой способ – привлечение кредитных средств. Если взять кредит в банке сложно, можно поискать инвесторов для проекта. Иногда в качестве инвестора может выступать сам франчайзер, но обычно такое случается только в отношении сотрудников. Когда франчайзер открывает филиал своего заведения, он может назначить сотрудника, которому очень доверяет, директором этого филиала, а также предоставить ему возможность впоследствии стать его владельцем.
В любом случае искать инвесторов на франшизу проще. Люди готовы работать с известными брэндами, которые уже зарекомендовали себя на рынке и могут дать какую-то гарантию успеха.
Как выбрать франшизу
Купить франшизу можно у специальных компаний, которые имеют целый список компаний, работающих на подобных условиях. Тогда вы можете познакомиться с максимальным количеством предложений и выбрать наиболее выгодное. Также можно напрямую обратиться к продавцу, не тратя проценты на посредников. Но в любом случае следует придерживаться некоторых правил по выбору оптимального франчайзера. К ним относятся:
- Франчайзер должен иметь большую сеть предприятий. Мало того, эти точки должны показывать высокие темпы развития бизнеса.
- Выбирайте франчайзера с большим сроком присутствия на рынке. Иногда случается, что неудачливый предприниматель продает франшизу, чтобы покрыть собственные расходы по неудавшемуся бизнесу.
- Надежная поддержка франчайзи. Потребуйте документ, в котором четко зафиксировано, какой набор услуг франчайзер предлагает франчайзи.
- Наличие бизнес-плана, который разрабатывается конкретно под ваш проект говорит о серьезной работе франчайзера. Несерьезные предприниматели лишь рассказывают о выгодах работы с ними.
Но, конечно, франшиза – не гарантия того, что вам удастся открыть успешный бизнес. Вы сами должны хорошо изучить рынок и понимать, какие тенденции на нем преобладают сегодня, чтобы суметь вовремя среагировать.
Реализация проекта
Итак, реализация проекта начинается с формирования бизнес-плана. Как правило, франчайзер предоставляет общий бизнес-план организации, который корректируется исходя из особенностей вашего региона. Подобный бизнес-план должен учитывать затраты на организацию, закупку товара, сбыт, предоставить смету капиталовложений.
К слову, подбирая помещение и нанимая людей для своего бизнеса, следует вначале узнать, какие требования выдвигает франчайзер к этим пунктам открытия дела. В большинстве случаев у него будут определенные требования к расположению точки, наличия конкурентов, дизайну помещения, количеству и качеству персонала и прочее. Многие продавцы бизнеса сами организовывают обучение персонала и даже торжественное открытие точки.
Даже после того, как точка будет открыта, отношения между предпринимателями продолжаются весьма активные. Франчайзер предоставляет маркетинговую поддержку бизнеса, занимается повышением квалификации персонала, разрабатывает акции по стимулированию продаж и прочее. Также даются рекомендации касательно закупок товара с учетом изменений тенденций на рынке.