Бизнес план стоматологической клиники
Оцените бизнес идею: |
Эксперты отмечают ежегодный рост популярности стоматологических услуг. В настоящее время только на территории Москвы функционирует 1,5-2 тыс. стоматологических кабинетов и клиник. Тем не менее, специалисты отмечают, что ниша заполнена только на 50%.
Объем рынка платных стоматологических услуги в последние годы сильно увеличился вследствие того, что городское население имеет все больше проблем с зубами. Процветанию платной медицины способствует и информированность городских жителей, способных распознать качественные услуги.
На сегодняшний день стоматологический бизнес привлекает большое количество инвесторов из различных сфер, так как прибыльность этой деятельности очевидна, а риски вполне реально снизить за счет использования высокотехнологичного оборудования.
Владельцу стоматологической клинике не обязательно иметь медицинское образование, если, конечно, он сам не оказывает услуги. Однако для эффективного управления клиникой, все же необходимо знать специфику этого бизнеса.
По статистике в Москве средняя выручка клиник на три-четыре кресла колеблется в пределах 30-50 тыс. долларов ежемесячно. После вычета расходов у владельца может остаться до 15-20 тыс. долларов прибыли. Срок средней окупаемости стоматологической клиники составляет примерно 2 года при начальных вложениях в размере 200 тыс. долл.
Категории стоматологических клиник
Современный стоматологический рынок состоит из государственного и частного сектора, последний в свою очередь представлен медицинскими учреждениями следующих категорий:
- крупные поликлиники, имеющие высокую проходимость, где врачи фактически вынуждены бороться за пациентов;
- стоматологические кабинеты, где деятельность осуществляет сам владелец. Они отличаются тем, что пациенты чаще всего приходят к специалисту путем «сарафанного радио», то есть успех деятельности полностью зависит от квалификации врача;
- к третьей категории можно отнести небольшие стоматологические клиники, рассчитанные на одновременный прием 3-4 пациентов. Такое направление считается наиболее перспективным, так как оно удачно сочетает индивидуальный подход к пациентам с довольно большим ассортиментом услуг.
Организация стоматологической клиники
Собственно стоматологический бизнес начинается с подбора процедур, которые планируется оказывать в клинике. В настоящее время можно выделить следующие направления:
- эстетическая стоматология;
- терапевтическая стоматология;
- терапевтическая пародонтология;
- ортодонтия;
- хирургия;
- имплантология;
- детская стоматология.
Главные направления стоматологической клиники лучше выбрать, основываясь на услугах, предоставляемых окружающими конкурентами. В рамках проведения анализа нужно обойти ближайшие клиники и медицинские кабинеты и выяснить:
- какие услуги оказывают конкуренты;
- какое оборудование они используют;
- прейскурант услуг;
- насколько вежлив и квалифицирован персонал.
Оборудование
Медицинское оборудование, представленное на отечественном рынке, имеет довольно неплохую репутацию, однако предлагаемый выбор настолько широк, что лучше обратиться к специальному консультанту, который примерно за 10% от суммы заказа сможет подобрать оптимальную конфигурацию.
Примерный список оборудования с расценками:
- стоматологический модуль – 10-50 тыс. долл.;
- диагностическое оборудование – 25-36 тыс. долл.;
- зуботехническая лаборатория – 40-100 тыс. долл.;
- стерилизационное отделение – 10-20 тыс. долл.;
- гелиоотверждающие лампы – 0,3 -1 тыс. долл.;
- радиовизиограф – 3-12 тыс. долл.;
- автоклав – 1,5-5 тыс. долл.;
- инструменты – 1 тыс. долл.;
- стоматологическая мебель — 1 тыс. долл.
Помимо основного оборудования нельзя забывать и о наборе расходных материалов, гигиенических средствах, пломбировочных материалах и прочей химии. Подобный набор будет стоить около 1 тыс. долл.
Помещение
Необходимая площадь даже для небольшой стоматологической клиники нужна порядка 200 кв. м. Стоит отметить, что помещение лучше всего сразу приобретать в собственность, так как:
- покупка недвижимости будет неплохой инвестицией, даже если бизнес не окупится;
- стоимость аренды помещения за 3-4 года будет равна сумме, необходимой для приобретения этого же помещения в собственность;
- в случае разногласий с арендодателем нужно будет переезжать, что повлечет за собой утрату части постоянных клиентов;
- часть разрешительных документов выдаются только непосредственно на указанный адрес, то есть при смене помещения опять нужно будет проходить множество инстанций.
Конечно, приобретение помещения в собственность значительно увеличивает размер стартовых инвестиций. Тем не менее, положительных моментов у этого решения немало. Если капитала не хватает на покупку помещения, можно для начала арендовать его, однако в этом случае, нужно заручиться поддержкой высококвалифицированного юриста.
Примечательно, что выбор места для частной клиники не столь критичен. Естественно, что гораздо лучше будет, если помещение будет расположено удобно, если же нет, то на доходности это не сильно скажется.
Лицензирование деятельности
Получение лицензий является обязательной процедурой. Перед подачей заявки необходимо сформировать пакет документации, включающий:
- Перечень оборудования;
- Паспортные данные практикующего персонала;
- Список действующих сертификатов работников.
Официально процесс лицензирования длится два месяца, однако фактически процесс может затянуться на гораздо больший срок. Получать лицензию можно либо собственными силами, либо с помощью специализированных организаций, специалисты которых возьмут на себя сбор документов и решение проблем с различными инстанциями. В среднем документ на осуществление одного вида деятельности будет стоить около 1,5 тыс. долл.
Персонал
Для нормальной работы клиники на четыре кресла нужно:
- 8 врачей с медсестрами;
- 1 администратор;
- 2 санитарки;
- 1 бухгалтер;
- 1-2 уборщицы.
В силу того, что персонал подобрать нелегко, начинать вести работы в этом направлении нужно еще во время приобретения и ремонта помещения. Стоит отметить, что врачи практически всегда помимо фиксированного оклада получают еще 10-30% от дневной выручки в зависимости от квалификации.
Обязанность вести бухгалтерию можно возложить либо на аутсорсинговую организацию, либо на приходящего бухгалтера.