Значение слова франшиза

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Значение слова франшизаСегодня многие оперируют словом «франшиза», но далеко не все точно знают его значение. Причем на данный момент слово используется не только в сфере бизнеса и экономики. Франшиза может использоваться в любой сфере деятельности, юриспруденции, страховании, спорте и даже в кино. Но в любом случае она охватывает определенные понятия, действия и результаты. Итак, давайте разберемся, что она означает, и откуда взялось это слово.

Этимология слова

Исследователи в области языка и литературы утверждают, что слово это французское. Franchise в переводе означает «льгота». Видимо, основываясь на этом факте, некоторые предпочитают говорить и писать не «франшиза» и «франчайзинг», а «фрэнчайз» и «фрэнчайзинг». Значение слова от этого не меняется, равно как и нельзя утверждать, что какое-то из этих написаний ошибочное. Поскольку слово заимствовано русским языком недавно, написание его считается еще не устоявшимся, поэтому орфографические словари еще не ввели официального написания. Слово присутствует лишь в экономических словарях. Хотя можно с определенной долей уверенности утверждать, что со временем на уровне правила будет закреплено написание «франшиза».

Что касается этимологии слова, то считается, что оно произошло от старофранцузского слова franc, что означало «свободный». Немного позднее стало использоваться слово franchir, которое, в свою очередь, означало «освобождать». И лишь после этого, спустя какое-то время оно появилось в языке английском как franchise и стало означать «право на совершение чего-то». Характерная особенность значения этого слова заключается в том, что данное право именно передается, дарится, а не приобретается, как нечто само собой разумеющееся.

Поэтому сегодня слово «франшиза» имеет особое экономическое значение. Это такой вид предпринимательской деятельности, когда крупная компания или предприятие передает на определенных условиях право на использование ее торговой марки, услуги или товара компании поменьше, с целью развит сферу своей деятельности.

к содержанию ↑

Существующие значения слова

Однако на сегодня слово приобрело несколько основных значений. Сегодня франшиза – это:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • компания, работающая по франшизе;
  • условие договора страхования.

Касательно вида предпринимательской деятельности мы уже говорили. Это пользование меньшей компанией определенными правами, которые ей предоставила компания-обладательница этих прав на основании договора за определенное вознаграждение. Если условия договора не выполняются, он аннулируется и вместе с ним аннулируется франшиза. Также франшизой иногда называют этого мелкого преемника прав, хотя часто к нему применяется другой термин, о котором речь пойдет ниже.

Часто понятие стало использоваться в сфере страхования. Ним обозначаются определенные условия, которые позволяют избавить страховщика от убытков, которые не превышают определенный процент стоимости застрахованного имущества или же конкретной суммы денег.

к содержанию ↑

Отличие франшизы от франчайзинга

Часто случается, что путают два похожих термина «франшиза» и «франчайзинг», хотя у них есть принципиальные отличия в значении. Давайте начнем с франчайзинга. Он подразумевает построение бизнеса на указанных выше условиях на основе конкретной марки, которая действует на рынке, имеет определенную узнаваемость и лояльность от покупателей. Это может быть определенный товар, услуга или же технология, переданная на очерченных договором условиях, несоблюдение которых ведет к разрыву партнерских отношений.

А вот термин «франшиза» предполагает обретение права продавать, реализовывать услуги или товары по предоставленной бизнес-системе. Поэтому часто синонимом к франшизе используют термин «франчайзинговый пакет». Как правило, в него входят оборудование, программное обеспечение, необходимая для работы документация, обучение персонала и прочее. Что в него входит в каждом конкретном случае описывается в договоре франчайзинга.

Резюмируя, можно сказать, что франшиза – это скорее предмет партнерских отношений, а франчайзинг – непосредственное ведение бизнеса особым способом, описанным выше.

к содержанию ↑

Другие производные слова

Логично, что в ходе такой предпринимательской деятельности возникла масса других сопутствующих терминов. Например, понадобилось специальное обозначение сторон партнерских соглашений. Так, сторона, которая продает свои права на пользование брендом, товаром или услугами стала называться франчайзером. Вторая же сторона, которая пользуется некоторыми проданными ей правами, называется франчайзи. Сложно сказать, на основании чего в последнем случае был выбран именно этот термин. Знатоки утверждают, что на основании правил русского языка все же правильнее было эту сторону соглашений называть франшизёр (с ударением на последний слог). Также они считают грамматически правильным называть рассматриваемый вид деятельности франчайзом, а франчайзингом – непосредственное ведение подобного бизнеса.

Но самое интересное, что все эти грамматические и смысловые прения лежат вне правового поля. Законодательство Российской Федерации не содержит подобных понятий в нормативных актах. Вместо них используются термины, созданные на основе слов русского языка: франчайзер называется правообладатель, а франчайзи (или франшизёр) – правопреемником. А вот соглашение, которое они закрепляют, называется договором концессии.