Виды франчайзинга

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (голосов: 1, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Виды франчайзингаС тех пор как появилось понятие франчайзинга, были опробованы различные схемы его внедрения в жизнь в разнообразных сферах бизнеса. Такая схема ведения дел позволяет франшизодателю без дополнительных вложений развивать сеть реализации своего товара или услуги, а франчайзи начинать свой бизнес с минимальными рисками и быстрой отдачей. Это самая надежная система ведения бизнеса, поэтому является наиболее популярной во всем мире.

Соответственно с течением времени сформировались различные формы и виды франчайзинга. Понимание этой структуры облегчит выбор своего направления предпринимательской деятельности по принципу франшизы. Существует множество различных типов классификаций франчайзинга в зависимости от того, что берется за основу классификации. Мы рассмотрим основные из них.

По виду деятельности

На основе вида деятельности выделяют такие виды франчайзинга:

  • Производственный
  • Сервисный
  • Торговый
  • Смешанный
к содержанию ↑

Производственный

Подобный вид сотрудничества предполагает, что франчайзер передает партнеру уникальную технологию производства продукта, а также необходимый технический опыт. Франчайзи налаживает изготовление продукта на собственной территории с правом ставить на нем товарный знак франчайзера. При этом продукт должен соответствовать параметрам и качеству изначального товара.

Такой характер ведения дел позволяет решить такие задачи:

  • нарастить производственные объемы;
  • быстро внедрить новые технологии и идеи;
  • эффективно разделить труд;
  • расширить производственную программу;
  • обеспечить экономичность производства.

Не стоит путать производственный франчайзинг с работой по лицензии на производство. Основное отличие этих двух путей реализации бизнеса в том, что получая лицензию. Предприниматель получает только технологию производства и право использовать товарный знак. При франчайзинге ему передаются также технологии маркетинга, рекламы, сбыта и прочее. Поэтому примеры с Coca-Cola или Pepsico, которые часто приводятся при объяснении сути этого вида франшизы, не совсем корректны, так как работающие в стране заводы в основном изготавливают продукцию на основе лицензии, а не по франшизе.

к содержанию ↑

Сервисный

В этом случае предприниматель получает право использовать уникальные рецепты и технологии предоставления определенного вида услуг. Открывая свою точку, франчайзи получает возможность не только использовать известный товарный знак, но и проводить обучение персонала по предоставлению услуг, пользоваться базой данный франчайзера, его программным обеспечением в своей работе.

Организовать такой франчайзинг сложнее, равно как и проследить за качеством предоставления услуг. Кроме того, такой бизнес сильно подвержен веяньям моды, привычкам и настроениям общества. Поэтому если какой-то тип услуг может быть сверхуспешным на Западе, в нашей стране он может оказаться невостребованным. Это говорит о том, что прежде чем покупать подобную франшизу за рубежом, надо тщательно изучить местный рынок, его тенденции и, возможно, предварительно сформировать условия для вывода подобной услуги на рынок.

Например, услуги стрижки домашних любимцев или уход за газонами в нашей стране мало популярны. С имеющимся спросом отлично справляются единичные компании. Поэтому вывод подобной франчайзинговой сети в стране по примеру западных схем может оказаться провальным. Правда, рынок не стоит на месте. Скажем, если еще каких-нибудь 3-4 года назад услуги салонов красоты были востребованы мало, сегодня спрос на них растет неуклонно. И вопрос качества услуг стоит на первом месте.

к содержанию ↑

Торговый

Пожалуй, это самый первый вид франчайзинга, появившийся на просторах нашей страны. Его смысл заключается в том, что франчайзи не занимается производством товаров, а исключительно его реализацией. Изготавливает товар франчайзер, он же предоставляет методику продаж. То есть предприниматель открывает магазин, используя товарный знак производителя, получает поддержку в обучении персонала касательно характеристик товара и методов его реализации, подборе ассортимента, мерчандайзинге и прочем. Работать с таким видом франшизы проще, поэтому она и появилась на рынке раньше. Прибыль франчайзи напрямую зависит от величины надбавки, которую он выставляет за товар. Как правило, бизнес растет до тех пор, пока не продолжается рост стоимости марки.

Данный вид франчайзинга принято делить на два вида: посреднический и прямой. При прямом франчайзи закупает товар непосредственно у производителя, реализовывая его в своей розничной точке продаж. Таким образом, производитель может получать максимально быструю обратную связь от покупателя, с которым лично контактирует франчайзи. Это позволяет быстро реагировать на потребности местного рынка.

При посредническом франчайзер реализовывает товар через крупных оптовиков. Это дает возможность мелким франчайзи получать небольшие партии товара, а самому франчайзеру осваивать максимально широкие рынки сбыта. Это достаточно безопасныая и удобная форма ведения дел.

к содержанию ↑

Смешанный

Как нетрудно догадаться из названия, смешанный франчайзинг представляет собой гармоничное сочетание торгового, производственного и сервисного франчайзинга. Такой вид реализации бизнеса появляется, когда франчайзи открывает точку по реализации товара франчайзера, и одновременно предоставляет услуги по сервисному обслуживанию или использованию этой продукции.

Например, салон красоты предоставляет различные косметические услуги с использованием косметических препаратов определенной марки и одно временно предлагает клиентам приобрести продукцию этой марки. По аналогичному принципу работает, например, кабинет врача-диетолога, который предоставляет услуги консультирования по правильному питанию и одновременно реализовывает препараты, помогающие достичь желаемого результата.

к содержанию ↑

По объему предоставляемой технологии франчайзера

К ним относят франчайзинг дистрибуции продукта и бизнес-формата. Некоторые специалисты включают эти типы франчайзинга в вышерассмотренные виды. Но другие предпочитают выделять их в отдельную группу.

к содержанию ↑

Дистрибуция продукта

Самый простой вид сотрудничества, когда предприниматель реализует товар или ассортимент товара производителя, используя его товарный знак. То же касается и предоставления услуг. В этом случае интерес франчайзера заключается в максимальном расширении сети сбыта своего товара. Охватив территориально интересующий его регион, он начинает совершенствовать качество сбыта и реализации своей продукции. И тогда его бизнес переходит на новый этап, а с франчайзи ведутся отношения уже на другом уровне и в другом формате.

к содержанию ↑

Бизнес-формат

Договариваясь о сотрудничестве на уровне бизнес-формата, франчайзи кроме собственно товара с известной торговой маркой получает не только методологию, по которой может реализовывать продукцию или предоставлять услугу. Ему на руки предоставляется полностью сформированная концепция бизнеса. То есть франчайзер предоставляет правила организации и оформления торговой точки, униформы обслуживающего персонала, его обучения, стратегии обслуживания клиентов, ведения маркетинговой политики и рекламных кампаний.

к содержанию ↑

Виды организации бизнеса

Франчайзинг может быть реализован в различной форме в зависимости от того, как распределены обязанности между франшизодателем и франчайзи. Соответственно, принято выделять такие формы организации франчайзинга:

  • прямой;
  • последовательный;
  • развитие территории;
  • субфранчайзинг;
  • мастер-франчайзинг.
к содержанию ↑

Прямой

Предусматривает прямое общение между франчайзером и франчайзи, которые заключают договор на открытие одной торговой точки по реализации конкретного товара или услуги. Франшизодатель сам занимается поставкой продукции, обучением персонала, консультированием, доведения маркетинговой и рекламной политики производителя. Он же осуществляет контроль за соблюдением установленных правил реализации товара.

Эта модель удобна в использовании, когда обе стороны территориально находятся недалеко друг от друга, например, в пределах одного региона или страны. Тогда, когда один из них находится на значительном удалении, осуществлять контроль становится сложнее. Поэтому франчайзер часто прибегает к помощи посредников, которым делегирует надзирательную функцию. Для этого используются следующие модели франчайзинга.

к содержанию ↑

Последовательный

Предусматривает постепенное заключение договоров на открытие нескольких франчайзинговых точек. Но делается это только после того, как франчайзи докажет на примере одной работающей точки, что он добросовестно выполняет все условия договора. Только в этом случае франчайзер последовательно может заключить с ним еще несколько аналогичных договоров.

к содержанию ↑

Развитие территории

Такая форма сотрудничества предполагает масштабное освоение определенной территории. В этом случае в качестве франчайзи выступает так называемый разработчик территории, area developer. На основании договора он обязуется на четко установленной территории в четко установленный срок открыть определенной количество торговых точек по реализации продукции или услуг франчайзера. При этом сам разработчик не имеет права пользоваться технологиями и товарным знаком франчайзера изначально. Он его может получить, когда найдет и заключит договор с субфранчайзи на открытие конкретной точки.

Такая форма сотрудничества позволяет франчайзеру делегировать часто управленческих и контрольных функций посреднику, но при этом достичь поставленных целей по расширению рынков сбыта.

к содержанию ↑

Субфранчайзинг

Эта форма сотрудничества предполагает передачу франчайзером части прав франчайзи, которые помогут в достижении поставленных задач. К таким делегированным правам может относиться право перепродажи франшизы третьим лицам. Это позволяет расширить возможные территории охвата, а также переложить на франчайзи часть ответственности за развитие сети в регионах. При этом все доходы и роялти делятся между франчайзи и франчайзером.

к содержанию ↑

Мастер-франчайзинг

Данная форма сотрудничества предполагает максимально возможную передачу прав франчайзи на развитие сети торговой марки на определенной территории. Иногда случается, что он получает абсолютно все права и обязанности по региону, получая статус мастер-франчайзи. Он может сам, без получения дополнительных разрешений от франчайзера продавать в границах определенной договором территории франшизы. Эта территория может ограничиваться городом, регионом, страной или даже группой стран.

Например, компания по обучению английскому языку детей Helen Doron находится в Израиле. Но в отдельных странах работают отдельные мастер-франчайзи, которые продают франшизы, развивая этот бизнес в границах данной страны.

Данная форма взаимодействия помогает торговой марке расширить свое влияние на другие страны, в которых ведение бизнеса и хозяйственной деятельности существенно отличаются от привычный франчайзеру в своей стране. Развитая сеть помогает повысить стоимость торговой марки, соответственно, повысить цены за услуги или товары.

Из всех обозначенных выше форм ведения подобного бизнеса самым агрессивным считается мастер-франчайзинг и субфранчайзинг, которые позволяют максимально быстро и надежно завоевать рынок. Прямой франчайзинг более надежный, но ведется медленными темпами, что снижает эффективность экспансии особенно международных рынков.

к содержанию ↑

Немного о терминах

Многие путают указанные выше формы франчайзинга с такими понятиями, как безусловная и условная франшизы. Однако последние термины относятся к сфере страхования бизнеса. Они очерчивают условия, при которых страховщик освобождается от выплат по возмещению причиненного ущерба.

Так, под условной франшизой, которую еще называют невычитаемой, понимается сумма, которую страховщик не обязан выплачивать. Это происходит в том случае, когда размер франшизы, установленный в договоре, больше, чем причиненный ущерб. Если же ущерб оказывается больше, тогда страховка выплачивается полностью. Безусловная, или вычитаемая франшиза – это сумма, на которую уменьшается размер выплачиваемой страховки при определенных условиях.