Show

Субфранчайзинг

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

СубфранчайзингЧто такое франчайзинг в большинстве случаев понятно всем. Иногда ведение бизнеса предполагает передачу за установленное вознаграждение в пользование определенных прав, технологий, ноу-хау от основной компании к компании помельче. Ведение этим мелким, иногда начинающим предпринимателем бизнеса по купленной бизнес-схеме под известным брендом и называется франчайзингом. А вот что представляет собой субфранчайзинг, понятно не каждому, хотя догадаться о сути этого понятия несложно.

Юридическое обозначение

Не стоит искать данное понятие в нормативных документах. К сожалению, отечественное законодательство не закрепило на официальном уровне ни понятие франчайзинг, ни субфранчайзинг. Вместо них используются термины «коммерческая концессия» и «субконцессия» соответственно. Все значения этих слов применяются к принятой в бизнес-среде терминологии.

Итак, подобные отношения регулируются ст. 1029 ГК РФ, которая закрепляет особенности формирования отношений коммерческой субкоцессии. Этот термин подразумевает получение франчайзи (пользователя) от главной компании (правообладателя, франчайзера) прав не только использовать товарный знак, бренд, ноу-хау, но и передавать часть этих прав другим предпринимателям (субфранчайзи). Передача этих прав проходит на основании договора субкоцессии или субфранчайзинга. Иногда франчайзер не просто позволяет, но и выдвигает такое требование к франчайзи, обязуя его в установленный срок заключить определенное количество субконцессионных договоров. Тогда речь идет о многоэлементной франшизе.

Основные правила субкконцессиональных отношений

Существует несколько непреложных правил, которые действуют при оформлении подобных отношений. К таким правилам относятся:

  • срок их действия не может быть дольше, чем основной договор коммерческой концессии;
  • если основной договор признается недействительным, автоматически субконцессионные отношения тоже признаются таковыми;
  • в тех случаях, когда посредник между главной компанией и субфранчайзи выходит из дела, его права перед партнером перенимает на себя главная компания;
  • франчайзи-посредник всегда несет ответственность перед главной компанией за действия его партнера по субфранчайзинговым отношениям.

Субфранчайзинг и его разновидности

Считается, что субфранчайзинг это агрессивный метод расширения франчайзинговой сети. Ведь франчайзер не только выполняет работу по ведению бизнеса на оговоренной территории, дальнейшему формированию имиджа бренда, распространению товара, но и выполняет часть обязанностей лавной компании в данном регионе. Соответственно между ним и главной компанией распределяются доходы от паушальных взносов и роялти пропорционально вложенным усилиям в развитие бренда.

Самым распространенным видом субфранчайзинга называют мастер-франчайзинг. Его особенность заключается в том, что субранчайзер передает своему партнеру не только право работать по его схеме, но и часть прав интеллектуальной собственности. При этом сам субфранчайзер предоставляет права, открывает торговые точки в составе, максимально приближенном к объему прав главного франчайзера. Соответственно, и степень ответственности у него выше, чем при обычной франшизе. Данный вид субфраншизы в основном используется в системе международного франчайзинга. Как привило, мастер-франшиза продается на несколько стран или на одну страну, когда франчайзи берет на себя обязанность развивать сеть в рамках этих территорий. Однако это требует высокого доверия между партнерами.

Отличия от основного договора

Стоит сказать несколько слов об отличительных особенностях подобного договора от основного. Известно, что основной договор коммерческой субконцессии должен быть зарегистрирован государственными органами – теми, которые проводили регистрацию франчайзера или франчайзи, когда речь идет о международном договоре. Когда заключается договор субконцессии, его надо зарегистрировать в органах, которые регистрировали франчайзи, который в данном случае выступает от имени главной компании. И аналогично, если этот франчайзи был зарегистрирован за рубежом, то договор должна регистрировать компания, давшая добро на деятельность субфранчайзи. Срок регистрации при этом остается неизменным – не более пяти дней с момента подачи документов в регистрирующий орган.

Предмет соглашения

В основном предметом подобных соглашений выступают те же отношения, что и в договоре коммерческой субконцессии: предоставление права субранчайзи пользоваться определенным набором коммерческих прав при своей предпринимательской деятельности. Аналогично ему дополнительно могут предоставляться информационная, техническая поддержка. Он же, в свою очередь, точно так же должен выплачивать паушальный и прочие взносы, а также роялти. Единственные отличия заключаются в объеме предоставляемых прав, размерах вознаграждения и сроках действия подобных соглашений.

Условия договора

Еще одна похожая черта между главным и субконцессиональным договором – набор определенных условий, которые должен отражать документ. Так же как и в концессионаьном договоре, отсутствие этих положений ведет к признанию договора недействительным, и отказе в его регистрации. Поэтому в подобных документах должны быть учтены такие пункты:

  • четко очерченный предмет договора – исчерпывающий список прав, предоставляемых субфранчайзи с детальным их описанием;
  • вознаграждение – размер паушального и других взносов, роялти, их форма и периодичность;
  • территориальный охват деятельности субфранчайзи, способы его работы;
  • перечень требований к качеству продукции, установленных франчайзером;
  • перечень документации, необходимых технологий для работы субфранчайзера, чтобы тот мог выпускать продукцию установленного качества;
  • другие условия.

Кроме этого, в договоре должны быть обозначены такие положения:

  • возможность субфранчайзера оценивать и осматривать место, где планирует открыть бизнес субфранчайзи;
  • право формирования ценовой политики субфранчайзером и ее неукоснительное выполнение субфранчайзи;
  • обязанность субфранчайзи контролировать качество выпускаемой продукции, а также перечень последствий, которые наступают при невыполнении установленных норм;
  • территория, на которой будет вести свою деятельность субфранчайзер;
  • срок действия договора коммерческой субконцессии.

Изменение условий договора

Случается, что во время действия договора, меняются изначальные условия, в которых он заключался. Например, франчайзер может изменить свое коммерческое обозначение или фирменное наименование. В таких ситуациях новое название автоматически переходит к субфранчайзеру, если он согласен с такими изменениями. Однако надо учитывать, что в этом случае фактически меняются условия договора. Их необходимо внести в документ, а сам договор перерегистрировать. Обязанность провести эту процедуру лежит на франчайзере.

Надо учитывать, что при изменении наименования главной компанией все ее партнеры любого уровня теряют часть прибыли из-за необходимости завоевывать рынок под новым названием. Поэтому они могут требовать снижения размера роялти и прочих взносов, особенно когда они были установлены в размере фиксированных сумм, а не процентов. Если же субфранчайзер не готов идти на такие уступки, их соглашение может быть аннулировано. Но тогда субпользователю возмещаются все убытки.

Права и обязанности сторон

Субфранчайзи может ограничивать передаваемые права по нескольким параметрам:

  • территории деятельности субфранчайзера;
  • объему производимых товаров или предоставляемых услуг;
  • стоимости товаром или услуг.

Соответственно этим условиям меняется размер вознаграждения, выплачиваемый субфранчайзи. Например, если субфранчайзер гарантирует ему, что на данной территория франшиза никому больше продаваться не будет, сокращая тем самым уровень конкуренции, размер паушального взноса и/или роялти может быть существенно выше по сравнению с теми договорами, где нет такого условия.

Часто к субпользователю выдвигается требование не покупать аналогичные франшизы у других правообладателей или же не вести конкурентную борьбу с другими держателями субфраншиз этой сети, в том числе и с главной компанией. Правда, выдвигая такие условия, правообладатель не должен нарушать антимонопольное законодательство.

Традиционно составлением и регистрацией договора занимается субфранчайзер, хотя в редких случаях эту опязанность перекладывают на главную компанию. Также на субфранчайзера ложится обязанность следить за качеством выпускаемого товара или предоставляемых услуг субфранчайзи.

Прекращение действия договора

По общему правилу легитимность договора прекращается после окончания его срока действия. Однако он может быть расторгнут и досрочно. При досрочном прекращении договора со стороны субфранчайзера вторая сторона фактически поднимается на ступень выше, становясь прямым франчайзи. Однако главная компания вправе отказаться брать на себя права вышедшего из дела субфранчайзера.

Если одна из сторон желает досрочно прекратить договор, она обязана предупредить партнера о своем решении не позже, чем за полгода до желаемого срока прекращения отношений. При этом если расторгается договор между главной компанией и субфранчайзи, последний обязан также уведомить об этом факте своих субфранчайзи. Как бы то ни было, любые подобные решения должны обязательно пройти государственную регистрацию.

Когда срок действия соглашения истекает, субфранчайзи вправе требовать его продления, если он добросовестно выполнял все установленные ним требования. Если субфранчайзи отказывает ему в такой просьбе, он не имеет права заключать подобные договоры на этой территории с другими предпринимателями. Если же такой инцидент случается, бывший субфранчайзи может требовать повторного заключения договора с ним или выплаты компенсации, учитывая упущенную выгоду.

Преимущества  и недостатки

Как и в любой другой деятельности, субфранчайзинг имеет свои преимущества и недостатки, которые во многом зависят от стороны отношений. Например, сама идея очень выгодна франчайзеру. Он может расширить свою экспансию далеко за пределы собственной страны, при этом не вдаваясь в национальные особенности местного рынка. Все эти вопросы ложатся на плечи франчайзи, которыми обычно выступают местные предприниматели. Это позволяет быстро изучить особенности местного рынка и в максимально сжатые сроки освоить его. Но франчайзер теряет значительную часть возможного дохода по сравнению с тем, если бы он сам продавал франшизы.

Преимущества субфранчайзинга

Итак, если резюмировать, то основными преимуществами подобной модели построения бизнеса является возможность развить сеть быстрыми темпами на незнакомой территории. Как правило, франчайзи, покупающий право стать мастер-франчайзи, отлично ориентируется в законодательном поле страны, ее рыночных особенностях. Поэтому нет необходимости тратить время на освоение рынка, как при прямой франшизе, опасаясь делать масштабные шаги в бизнесе.

Недостатки субфранчайзинга

Главными недостатками подобной модели можно назвать разрыв уровней стандарта качества выпускаемой продукции. Франчайзер вынужден считаться с особенностями местного рынка и вносить коррективы в свои стандарты качества. Местные субранчайзи обычно используют собственные маркетинговые модели, а иногда и технологические решения, оправданные этими особенностями. А это противоречит основным требованиям идеи франчайзинга – придерживаться единых стандартов в производстве и оказании услуг.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *