Show

Преимущества и недостатки франчайзинга

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Преимущества и недостатки франчайзингаПрежде чем решиться на подобный бизнес, стоит адекватно оценить все преимущества и недостатки франчайзинга, оценить, что из них сегодня для вас играет существенную роль. Но вначале давайте рассмотрим, в чем заключаются взаимоотношения между франчайзером и франшизодателем.

Основа взаимоотношений между партнерами

В основе этих взаимоотношений лежит партнерство, хотя оно и не совсем равноправное, особенно на первой стадии сотрудничества. Однако со временем предприниматель, который купил франшизу, становится более независим от того, кто ее продал. Это неравноправие заключено в договоре, который составляется франшизодателем и подписывается обеими сторонами. У получателя франшизы нет возможности править документ. Он может либо согласиться на его подписание, либо нет. Но подписание не ограничивает его в правах полностью, тем более что учесть все нюансы сотрудничества невозможно.

К тому же большинство оперативных решений франчайзинговых компаний лежит на плечах франчайзи. Как правило, ответственность в бизнесе распределена таким образом:

  • владелец франшизы следит за ценовой политикой и модификацией ассортимента покупателя франшизы;
  • последний нанимает персонал, отвечает за качество услуг, занимается бухгалтерским учетом, рекламой своего предприятия.

Контроль качества предоставляемых услуг составляет важную часть взаимоотношений партнеров. Владелец марки имеет в своем штате контролеров, которые приходят с проверками к партнеру. Однако часть проверок проводится негласно под видом рядовых покупателей.

Недостатки для франчайзера

Недостатки франчайзинга не носят односторонний характер. Минусы в таком партнерстве есть и у держателя франшизы, хотя по идее, создание такого бизнеса исходит от него и основные бразды правления находятся тоже у него. Тем не менее, для компаний-франшизодателей такая форма сотрудничества невыгодна по следующим причинам.

Невозможно досрочно прервать отношения

В том случае, если франчайзи не устраивает по каким-то причинам владельца марки, он не может разорвать отношения по собственной инициативе. Основаниями для разрыва может служить только договор. Если покупатель франшизы не соблюдает положения договора, то только в этом случае можно завершить отношения. Во всех иных случаях договор защищает франчайзи он подобных решений продавца.

Относительная независимость партнера

Покупая франшизу, партнер не нанимается на работу к ее владельцу, он является независимым предпринимателем. А это значит, что держателю франшизы будет сложно контролировать ход и качество сделок, которые осуществляет партнер под его именем.

Зависимость имиджа от действий партнера

Большинство потребителей воспринимают компании, которые работают под одной торговой маркой, как сеть единой компании. Поэтому все, действия, которые совершает покупатель франшизы, тут же отражаются на имидже компании в целом. Если это будет плохое ведение бизнеса, пострадает вся сеть вместе с главной компанией.

Несвоевременная выплата и недоплата

В практике компаний, которые приобрели франшизу, часто случается несвоевременная выплата роялти, особенно на первых порах ведения бизнеса. Кроме того, часто роялти устанавливается как процент от суммы дохода. О своих прибылях держатель франшизы обязан отчитываться перед материнской компанией. Но нередки случаи, когда он пытается скрыть реальную сумму доходов, чтобы уменьшить сумму обязательных выплат.

Риск разглашения коммерческой тайны

Пожалуй, один из самых больших рисков для компаний, продающих франшизу – сложность сохранить конфиденциальную информацию, которую они обязаны предоставить партнеру. Для нормальной работы тому необходимо знать стандарты, принципы, методику работы предприятия, рецептуру продукции и прочее. Все это является собственностью франчайзера и представляют для него коммерческую тайну. Но партнерство невозможно без того, чтобы поделиться ими с франчайзи. Единственное, что уберегает компанию от таких ситуаций – договор, на основании которого покупатель франшизы обязуется не разглашать подобную информацию. Однако на практике далеко не всегда эти договоренности соблюдаются.

Риск выхода партнера из сети

Успешно развивающийся франчайзи, как правило, со временем чувствует себя скованным и ограниченным партнерским договором. Не найдя подходящие пути дальнейшего развития бизнеса, он часто выходит из сети. Как правило, потом создает аналогичный бизнес, пользуясь накопленным опытом и составляя прямую конкуренцию франчайзинговой сети.

Как избежать последствий

Снизить подобные риски можно, если тщательно проводить собеседование с желающими приобрести франшизу. Это позволит определить, имеет ли потенциальный партнер все необходимые качества для развития вашего бизнеса. Затем на всех этапах развития его дела вести тщательный контроль его деятельности, суметь вовремя определить возможные трудности и сложности, вовремя принять нужное решение. Необходимо прислушиваться к идеям франчайзи, знать, как он решает возникающие проблемы.

Недостатки для франчайзи

Более очевидными кажутся недостатки совместной работы для франчайзи. Но все же стоит рассказать о них отдельно и предметно.

Незыблемость договора

Подписывая договор франчайзинга, предприниматель обязывается точно и неукоснительно придерживаться его требований. Несоблюдение этих требований ведет к разрыву отношений с партнером. Он не может вносить изменения в договор, но может высказывать свои идеи и предложения материнской компании для возможного улучшения позиций договора.

Ограничения в ведении дел

Франчайзи должен неукоснительно выполнять очерченные договором правила ведения бизнеса, использования торговой марки, ведения финансового учета и прочее. Также подобные правила могут регулировать ассортимент продукции, территорию их сбыта, количество рабочих часов и другие моменты. Это не всегда позволяет быстро реагировать на потребности рынка.

Сотрудничество, а не конкуренция

Поскольку франшиза продается нескольким предпринимателям, по сути, они являются конкурентами на рынке. Но франчайзер требует между ними отношений сотрудничества, так как только такие отношения помогут развитию сети. Для отдельно взятого франчайзи и его бизнеса это не всегда выгодно.

Недостаточная поддержка

Прежде чем подписывать договор, будущий франчайзи должен тщательно взвесить, насколько существенную поддержку оказывает франчайзер своим партнерам. Надо ознакомиться с системой в целом и по отдельным аспектам ведения бизнеса. Некоторые франчайзеры преследуют единственную цель – продать как можно больше франшиз. Это не является основой ведения успешного бизнеса.

Финансовая несостоятельность компании

Если окажется, что франчайзер финансово несостоятельный, франшиза может быть продана другому предпринимателю, или вовсе аннулирована. Тогда франчайзи останется ни с чем.

Как избежать последствий

До подписания договора необходимо провести аудит не только документации, но и состояния бизнеса, самого франчайзера. Необходимо встретиться и поговорить с другими участниками сети, уточнить, насколько материнская компания придерживается условий договора.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *