Понятие договора коммерческой концессии

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Понятие договора коммерческой концессииДоговор коммерческой концессии применяется в тех случаях, когда необходимо документально закрепить правовые отношения между франчазером и франчайзи. Именно поэтому часто используется такое название, как франчайзинговый договор. Хотя отдельные специалисты утверждают, что необходимо разграничивать эти понятия, законодательство Российской Федерации не содержит термина договор франчайзинга. Поэтому вместо привычного слуху документа подписывается договор коммерческой концессии, регулирующий взаимоотношения между франчайзером и франчайзи на всех уровнях.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-84-27 Санкт-Петербург и область - +7(812)309-43-72

Понятие соглашения

Если оценивать документ с точки зрения норм права, договор коммерческой концессии – это документально закрепленное соглашение между владельцем торговой марки (франчайзером) и лицом, которое желает нею пользоваться (франчайзи). Договор франшизы закрепляет обязанности первого передать в пользование оговоренный перечень прав второй стороне за указанную сумму денег, размер или процент которой также должен быть отражен в документе. Подобное соглашение регулируется главой 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Она утверждает, что данный документ предполагает взаимовыгодную работу двух сторон во время пользования правом собственности от одного товарного знака и более.

По логике работающих норм договор коммерческой концессии – это один из видов лицензионного договора. Важная его отличительная особенность – он охватывает несколько объектов собственности (интеллектуальной), связанных между собой. Поэтому к нему допустимо применение соответствующих положений IV Гражданского кодекса о лицензионном договоре.

к содержанию ↑

Отличие договора от лицензионного

Договор коммерческой концессии в некоторых аспектах поход на лицензионный, но есть у него свои собственные уникальные отличия. Это говорят такие признаки:

  • стороны правоутвердительного документа обладают объемным кругом обязанностей и прав, цель которых – поддержание стандартов обслуживания клиентов, продвижения и производства продукции;
  • наделение правом использовать зарегистрированный товарный знак – важные условия данного документа по российскому законодательству. Ведь прежде всего передаются наработанные за долгое время работы на рынке имидж, репутация. Передача технологий – это уже второстепенные объекты соглашения;
  • предметом договора коммерческой концессии является целый перечень различной интеллектуальной собственности. Причем все положения перечня связаны между собой. Это могут быть патенты, товарный знак, коммерческое обозначение и ноу-хау одновременно. Тогда как лицензирование передает право использовать один вид объектов, скажем, несколькими аудиозаписями.
к содержанию ↑

Коммерческая субконцессия

Законом предусмотрен еще один вариант сотрудничества, как коммерческая субконцессия. Она подразумевает, что пользователь может, а при определенных условиях обязуется, передавать предоставленные ему франчайзером права (или же их части) третьим лицам. Образец подобных отношений должен быть оговорен и закреплен в договоре концессии.

Существуют четкие условия, при наступлении которых может составляться субконцессионный договор. Например, его нельзя заключить на срок, больший, чем основное соглашение. В тех ситуациях, когда суд признает главное соглашение недействительным, данный образец договора автоматически признается ничтожным, то есть недействительным. Если пользователь досрочно прекращает сотрудничество по договору субконцессии по причинам, очерченным законодательством, его права и обязанности может перенять основной правообладатель, когда у него есть такой интерес. Обычно, франчайзи не несет ответственности за действия другой стороны субконцессионного договора. Но это положение должен содержать основной образец договора по франчайзингу.

к содержанию ↑

Стороны соглашения

Договор коммерческой концессии подписывается обладателем на права торговой марки и их пользователем. Они и являются сторонами соглашения. Документ составляется с единственной целью – вести предпринимательскую деятельность для получения материальной выгоды. Соответственно, стороны соглашения – это исключительно индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Франчайзер может подписывать договор коммерческой концессии лично, или через доверенного управляющего. Но последний вариант используется крайне редко из-за противоречивого законодательства. Хотя если говорить о субконцессионном договоре владельцем прав является франчайзи, указанный в основном документе.

Со второй стороны соглашения выступает франчайзи. Это может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. С точки зрения закона это единственные условия, которые выдвигаются к данной стороне. Активы, репутация, наличие недвижимости, опыт на рынке – все это экономические показатели, которые выдвигает правообладатель.

Обратите внимание, что когда составляется договор коммерческой концессии с иностранным партнером, они предпочитают использовать термины фарнчайзер и франчайзи. Отечественное законодательство предписывает использование терминов правообладатель и пользователь.

к содержанию ↑

Условия соглашения

Закон оперирует таким понятием, как существенные условия договора коммерческой концессии. Под ними понимается тот минимальный перечень условий, который позволяет заключить соглашение и придать ему юридическую силу. При отсутствии хотя бы одного условия данный договор коммерческой концессии не будет зарегистрирован ФИПС, и будет считаться недействительным, даже при наличии подписей сторон. Такими обязательными условиями являются следующие положения.

к содержанию ↑

Предмет договора

Документ обязан четко очерчивать предмет договора – перечень пунктов интеллектуальной собственности, на которые одна сторона предоставляет права другой. Каждый пункт необходимо детально описать. На практике используется форма договора с приложениями, где и приводятся описания. В них необходимо указать реквизиты регистрации объектов государственными органами, в том случае, если была проведена данная процедура. Пример похожей ситуации можно привести в случае с передачей прав на пользование изобретением или товарным знаком, который обязательно регистрируется государственными органами. Однако чаще всего предметом договора становятся ноу-хау, произведения дизайна, коммерческие обозначения, которые не проходят такую процедуру. Тогда достаточно детального их описания в документе.

к содержанию ↑

Оплата по договору

Форма выплат средств правообладателю за передачу прав имеет две составляющие: паушальный взнос (первоначальный платеж, который выплачивается один раз) и роялти (платеж в процентах или фиксированной сумме, который осуществляется в установленные промежутки времени). Иногда форма вознаграждения предусматривает такую выплату, как гонорар успеха. Под ним понимается выплата определенной суммы по достижению франчайзи указанного размера прибыли. Также документом может быть предусмотрена и другая форма выплат денежных средств.

к содержанию ↑

Область и способы деятельности

Подразумевается, что документ обязан иметь образец взаимоотношений, указывающий, как и в какой мере пользователь может пользоваться передаваемыми ему правами. Пример такого описания может быть указание на то, имеет ли право правопреемник экспортировать товар под данной торговой маркой или нет.

к содержанию ↑

Требования к качеству

Такое условие имеет обоюдный характер. То есть с одной стороны франчайзи имеет право требовать, чтобы ему была передана документация для выпуска продукции требуемого качества. С другой стороны, франчайзер имеет все основания разорвать договор, если партнер не соблюдает условий выпуска качественной продукции. Опосредованно такая форма сотрудничества защищает и потребителя, который получает гарантию на качество и характеристики продукции данной франчайзинговой сети.

к содержанию ↑

Прочие условия

Сложно найти четкий образец подобного документа, поскольку условия в каждом конкретном случае будут индивидуальны. Они зависят от перечня прав, которые передаются, области деятельности и прочих нюансов. Именно поэтому считается, что составить подобный договор в соответствии с отечественным законодательством сложнее всего.

Однако предварительный договор обязательно должен предусматривать и такие условия:

  • правообладатель должен иметь право предварительно осмотреть и оценить место, где будет вестись бизнес под его брэндом;
  • образец документа должен учитывать условие обязательного выполнения ценовой стратегии пользователем, установленной правообладателем;
  • иногда стоит оговорить запрет сторонам подписывать иные подобные соглашения с прочими участниками рынка, но этот пример касается далеко не каждых коммерческих отношений;
  • франчайзер должен поддерживать и следить за соблюдением своих прав на объекты и товарные знаки. Образец соглашения должен указывать на последствия, которые следуют за несоблюдением данного права;
  • право или обязанность франчайзи подписывать субконцессионные договоры;
  • срок действия документа. Если его не указать, по умолчанию он получает срок действия пять лет;
  • соглашение должно очерчивать территорию, по которой распространяется действия положений договора.
к содержанию ↑

Регистрация соглашения

Чтобы образец договора получил юридическое значение, его необходимо составлять исключительно в письменной форме. Сотрудничать можно, заключая и устное соглашение, но он не дает возможность отстаивать свои права в суде в случае разногласий. Хотя это не совсем удачный пример, так как тяжело себе представить, как такой сложный договор с множеством нюансов можно заключить устно.

Что касается регистрации соглашения коммерческой концессии, то она тредовалась в обязательном порядке до 1 октября 2014 года. С момента вступления в силу изменений в Гражданском Кодексе Российской Федерации, регистрация больше не требуется. Однако процедуры официального обращения в Роспатент не избежать. Там необходимо зарегистрировать предоставление прав по договору франчайзинга на определенные объекты. Пример таких объектов – патенты, товарные знаки, селекционные достижения и прочее.

к содержанию ↑

Процедура регистрации

Для прохождения процедуры регистрации надо совершить такие шаги:

  • оплатить патентную пошлину, о размере которой надо уточнить в Роспатенте. Там же можно взять образец заполнения квитанции;
  • взять в Роспатенте образец заявление о регистрации, заполнить его и подписать обеими сторонами.

В том случае, когда заявление подписывается только одной стороной, дополнительно надо подать договор коммерческой концессии, либо нотариально заверенную выписку из него, либо уведомление о передаче прав, подписанное всеми сторонами.

Регистрация проходит в течение трех месяцев, если все документы подготовлены правильно и у Роспатента не возникнет вопросов. Если потребуются некоторые уточнения и правки, процесс способен длиться до полугода. Следовательно, необходимо внимательно изучать и заполнять каждый образец документов.

к содержанию ↑

Изменение и прекращение соглашения

Правки и дополнения в подобное соглашение вносятся на общих основаниях, как и в любой другой гражданский договор. Однако эти изменения необходимо регистрировать в предусмотренном законом порядке.

Условия прекращения действия документа зависят от того, были ли оговорены сроки его действия. Если срок установлен, то документ прекращает свое действие после наступления указанной даты. Если он установлен не был, каждая из сторон имеет право инициировать его расторжение, предварительно уведомив об этом партнера за полгода.

Досрочно расторгнуть соглашение можно лишь в том случае, если имеются предусмотренные законом обстоятельства. Например, если одна из сторон признается в судебном порядке банкротом. Также пользователь лишается прав пользования, если по каким-то причинам правообладатель теряет свое право пользоваться товарным знаком. Договор может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон, но с обязательной регистрацией этого факта в соответствующих органах.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг) 3 образца:

dogovor_kommercheskoj_koncessii_1

dogovor_kommercheskoj_koncessii_2

dogovor_kommercheskoj_koncessii_3