Обратный франчайзинг

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Обратный франчайзингБизнес не стоит на месте и постоянно развивается. Соответственно и франчайзинг, который сравнительно недавно появился на отечественном рынке, сегодня уже демонстрирует некоторые изменения, подстраиваясь под запросы потребителей. Так сегодня в сферу бизнеса внедрился обратный франчайзинг. Что это такое и зачем нужна новая схема бизнеса, рассмотрим ниже.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-84-27 Санкт-Петербург и область - +7(812)309-43-72

Суть новшества

Обратный франчайзинг – это определенная схема предпринимательской деятельности, при которой франчайзер по-прежнему передает право ведения дела под ее торговой маркой франчайзи, но она построена так, что платежи за деятельность выплачиваются не правообладателю, а пользователю, то есть франчайзи.

На сегодняшний день считается, что подобная схема применима только в сфере ритейла, причем в сфере торговли товарами повседневного спроса. При торговле автомобилями, мебелью, бытовой техникой, одеждой, недвижимостью, тканями, даже обувью она не работает.

Подобная франшиза предполагает, что франчайзер дает возможность открыть, скажем, продуктовый магазин под своей маркой, поставляет туда необходимый ассортимент товара. Единственное, он не имеет права поставлять в рамках таких отношений алкоголь, поскольку его поставки строго регулируются отдельными правилами. Затем франчайзер сам налаживает нужную схему реализации продукции и по итогам продаж за определенный период выплачивает вознаграждение пользователю своей франшизы.

Считается, что подобная франшиза хоть и нова на российском рынке, но имеет огромные преимущества, особенно для малого и среднего бизнеса. Она помогает снизить затраты на старте собственного дела, так как обычно при такой схеме начинающий предприниматель избавляется от паушального взноса. Кроме того, ведение бизнес-процессов находится в руках профессионалов своего дела.

к содержанию ↑

Чем пользуются предприниматели

Сразу сложно сказать, чем одна франшиза отличается от другой. В общих чертах обратная очень похожа на прямую франшизу. Возможности, которые открываются перед франчайзи при покупке обратной практически те же самые. В прямой при внесении паушального взноса каждый франчайзи получает такие преимущества бизнеса:

  • право вести бизнес, используя торговую марку франчайзера;
  • помощь от правообладателя торговой точки;
  • всяческая помощь и контроль со стороны правообладателя;
  • главная компания сама просчитывает все положения бизнес-плана, определяя необходимые вложения и сроки окупаемости;
  • правообладатель проводит обучение персонала пользователя в собственных учебных центрах;
  • рекомендации по закупке оборудования и установка самого нового программного обеспечения торговой точки;
  • технологии правообладателя.

Именно такая франшиза в большинстве случаев интересует отечественных предпринимателей. Зачастую они обращаются к ней потому, что кажется им оптимальным решением. Другие просто не знают об альтернативных вариантах. Поэтому, не зная очевидных преимуществ обратного варианта, предприниматели не спешат его покупать.

к содержанию ↑

Основные проблемы прямого франчайзинга

Когда магазин работает по обычной прямой франшизе, как правило, оказывается, что товароведы на первых порах не совсем чувствуют, как правильно организовывать закупки. Поэтому товарооборот идет плохо и не прогнозировано. Например, идет закупка слишком большого или слишком малого количества товара. В первом случае товар залеживается на полках, что не совсем хорошо, особенно когда речь идет о скоропортящихся продуктах. Во втором полки стоят пустыми, что создает не очень хороший имидж магазину.

Еще одна проблема – финансовые трудности таких торговых точек. Обычно они возникают из-за недостаточной дисциплинированности предпринимателя, который может взять деньги из кассы и использовать не по назначению. Это часто мешает вовремя сделать необходимую закупку следующей партии товара. К чему это приводит, было сказано выше – снижение лояльности покупателей, количества посетителей и как следствие выручки.

к содержанию ↑

Главные преимущества обратной франшизы

Как эти проблемы решает франшиза обратная? Несмотря на то, что средства, вложенные в открытие торговой точки, принадлежат франчайзи, полный контроль над ее деятельностью принадлежит главной компании, франчайзеру. Эта, на первый взгляд, вопиющая несправедливость имеет свои преимущества, которые помогают обойти главные подводные камни в старте бизнеса. Правообладатель имеет возможность использовать на новой точке свой личный накопленный опыт с учетом всех недостатков и особенностей бизнеса.

Фактически правообладатель получает возможность открыть свою дочернюю торговую точку, но за счет финансовых вложений франчайзера. При этом еще получает определенную сумму вознаграждения за свои услуги, но остальной доход оставляет франчайзи.

к содержанию ↑

Техническая сторона дела

Чтобы была запущена франшиза обратная, необходимо помимо типичного договора франчайзинга заключить с ритейлером агентский договор. Он должен обязать франчайзера предоставить на реализацию франчайзи определенный товар в определенном количестве. Это означает, что на плечи правообладателя ложится проблема поиска поставщиков востребованного товара, достижения с ними необходимых соглашений, доставки товара, формированием цены на него и разработки маркетинговой политики. Он же занимается формированием оборотного капитала.

Единственный товар, который правообладатель не имеет права поставлять самостоятельно – это алкоголь. Этим должен заниматься сам франчайзи, но франчайзер может дать рекомендации, где и с кем стоит попытаться наладить партнерские связи.

Обратите внимание, что схема получения дохода франчайзи от работы магазина совершенно отличается от той, по которой работает прямая франшиза. Здесь вся выручка аккумулируется на специальном счете в коммерческом банке. С установленной периодичностью он перечисляет деньги ритейлеру. Он оставляет себе сумму, равную поставленному товару, плюс агентское вознаграждение. Оставшиеся средства перечисляются на счет франчайзи.

Как показывает практика, при такой схеме прибыль магазина уже на первых порах его работы оказывается на 20-30% больше, чем если бы его работой занимался франчайзи. Однако последний теряет средства за счет агентского вознаграждения. Но считается, что такая франшиза подойдет лишь начинающим предпринимателям, которые не имеют опыта ведения подобного рода бизнеса. Более опытным логичнее использовать прямую франшизу.