Международный франчайзинг

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

Международный франчайзингСегодня для продвижения услуг и товаров на международном рынке используют международный франчайзинг. Как и в случае с обычным франчайзингом, франчйзер и франчайзи подписывают договор, где закреплены позиции, на основании которых проходит передача конкретных имущественных прав на использование товаров, марки, ноу-хау и прочего на территории данного государства.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-84-27 Санкт-Петербург и область - +7(812)309-43-72

Суть международного франчайзинга

Итак, франчайзинговый договор, подписанный между компаниями разных стран, предполагает, что одна сторона (франчайзи) получает от основной фирмы право на установленное время вести свой бизнес с использованием имени данной торговой марки, ее технологий, ноу-хау, на определенной территории. Все подробности касательно объема прав, территории и времени очерчивает договор.

В этом случае франчайзер реализовывает свои цели по завоеванию новых международных рынков с наименьшими рисками. При этом он обеспечивает франчайзи не только продукцией, сырьем, оборудованием, но и обучает сотрудников, помогает организовать и наладить производство и систему управления. Иногда может осуществляться финансовая поддержка в виде гарантий или кредитов, поручительства при их оформлении. Имея приоритет выхода на определенный рынок главная фирма может предоставлять предпринимателям определенной страны льготы.

Ярким примером такого франчайзера является сеть американская ресторанов быстрого питания «МакДональдс», которая подписала более 20 тыс. договоров с зарубежными франчайзи.

к содержанию ↑

Кратко об истории франчайзинга

Появление и развитие франчайзинга связывают с Соединенными Штатами Америки, где такая форма бизнеса появилась после Второй мировой войны. Она помогала быстро и без лишних рисков начать собственное дело. Чаще всего франчайзинговый договор подписывают в сфере изготовления напитков, предоставления услуг, оптовой торговле. Сегодня спектр предпринимательской деятельности, где применяются подобные формы ведения бизнеса, огромен.

Считается, что первая в истории России франшиза появилась в конце 70-х годов в Москве и Новороссийске, когда в этих городах были оборудованы заводы, на которых изготавливалась знаменитая пепси-кола. Со временем на территории России стали работать и заводы по изготовлению кока-колы. Таким образом, иностранные компании сводят к минимуму риски вложений собственности в развитие бизнеса в других государствах. Иногда особенности местного законодательства плохо согласуются с международным частным правом (МЧП), а потому компаниям проще вести дело через представителей, которые подпадают под юрисдикцию местных законов.

До сих пор считается, что в России действуют специфические рыночные взаимоотношения, а потому вести здесь бизнес рискованно не только иностранным предпринимателям, но и отечественным. Но в последнее время наметилась тенденция к улучшению обстановки. Как отмечают специалисты, интенсивней всего развиваются франшизы в сфере услуг.

к содержанию ↑

Особенности международного франчайзинга

Несмотря на то что франчайзинг, по сути, давно присутствует на российском рынке, законодательство не предусматривает подобных правовых отношений. Вместо франчайзинга используется такой термин, как договор коммерческой концессии, который закреплен в главе 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации. При этом договор коммерческой концессии не имеет обширной практики в российском законодательстве, поэтому часто приходится обращаться к практике МЧП.

На основании его положений, предполагается, что подобные сделки имеют транснациональный характер, когда франшизодатель может находиться в любой другой стране мира и подписывать договор с российскими предпринимателями на открытие своего представительства на территории РФ. Договор, подписанный сторонами, по их соглашению может регулироваться МЧП, а может опираться на законодательство страны одной из сторон.

Например, законодательство Германии позволяет и немецкие франчайзеры часто пользуются этим правом заключать внешнеэкономическую сделку, которая регулируется на МЧП, а немецким законодательством. Особенно часто это практикуется в ситуациях, когда франчайзер находится за пределами Европы, а франшизу оформляет немецкий предприниматель. Как правило, дело рассматривается немецким судом, если вред наносится промышленной собственности франчайзера. Таким образом, получается максимально быстро реагировать на ситуацию.

к содержанию ↑

Принципы международного франчайзинга

МЧП предусматривает определенный набор принципов, на основе которых возможна эффективная работа сторон при условии сотрудничества на основе франшизы. К ним относятся такие принципы:

  • ведения совместной политики на осваиваемых сегментах рынка;
  • активное использование предпринимательской инициативы;
  • взаимный обмен имеющейся информацией и всесторонняя поддержка;
  • синхронное освоение рынка;
  • единая ценовая политика и стратегия сбыта;
  • высокая степень доверия и прочие.

Придерживаясь этих принципов, которые отражает совместный договор, дает сторонам определенные преимущества в ведении дел.

к содержанию ↑

Преимущества применения принципов

К таким преимуществам, которые получает франчайзи от ведения подобного бизнеса, относят:

  • формирование стратегии получения дополнительного дохода от передачи прав на использование товарного знака;
  • расширение сферы деятельности предпринимательства;
  • проведение единой ценовой политики;
  • постоянный и надежный контроль за качеством ведения дел;
  • регулирование конкуренции между представителями;
  • повышения контроля на рынке;
  • расширение каналов сбыта.

Если говорить о франчайзи, то он получает такие преимущества:

  • отработанная технология ведения дела;
  • экономия на рекламе;
  • снижение риска банкротства;
  • самостоятельное ведение финансовых переговоров;
  • охват широкого сегмента рынка благодаря известности марки;
  • гарантия определенного уровня защищенности;
  • независимое принятие решений;
  • гарантированные поставки товаров;
  • использование известного товарного знака;
  • постоянная поддержка от главного офиса;
  • внедрение в готовый бизнес.
к содержанию ↑

Риски для стран СНГ

Невзирая на очерченные преимущества данного формата ведения бизнеса для обеих сторон, в странах СНГ и Российской Федерации существуют свои особые условия, которые формируют некоторые риски ведения дела в данной сфере. К ним относят:

  • инфляционные процессы;
  • большой сектор теневого бизнеса;
  • неотрегулированная налоговая политика;
  • особенности ведения бизнеса, связанные с географическими, территориальными, региональными особенностями стран;
  • отсутствие современных учебно-образовательных программ;
  • отсутствие квалифицированных специалистов;
  • неотрегулированное законодательство в сфере франчайзинга.

Несмотря на данные факторы риска, считается, что данная сфера бизнеса для стран СНГ постоянно изменяется к лучшему, поэтому есть смысл внедрения в данную сферу. Наибольшие темпы прироста демонстрирует сфера предоставления услуг.

к содержанию ↑

Особенности товарного франчайзинга

Если заключен договор товарного франчайзинга, это означает, что приобретатель франшизы реализовывает продукцию, отмеченную товарным знаком продавца франшизы. Обычно, таким знаком обладают компании, которые специализируются на определенной группе товаров. Франчайзи имеет возможность использовать имидж материнской компании, обеспечить себе узнаваемость и, соответственно, реализовать объем предполагаемых продаж.

На российском рынке наиболее популярными являются такие сферы деятельности, как сбыт товаров через системы АЗС, продажа моющих средств, одежды, косметики и прочее. Однако практика показала, что у российских предпринимателей есть одна общая проблема в ведении подобного бизнеса – отсутствие общей ценовой политики и маркетинговой стратегии при работе на местном рынке.

к содержанию ↑

Основные критерии выбора товарного франчайзинга

Выбирая международную франшизу по продаже товаров, надо обратить внимание на такие моменты:

  • предоставляются ли данные о том, как контролируется качество товара на всех этапах его производства;
  • какой является политика ценообразования в компании;
  • как ведется реклама и как налажены маркетинговые коммуникации;
  • каким образом продвигают товара;
  • каким является жизненный цикл товара;
  • какие характеристики товара;
  • в чем заключаются особенности рынка товаров, их заменителей.
к содержанию ↑

Особенности производственного франчайзинга

При такой форме организации отношений франчайзи организовывает на своей территории производство продукта. Для этого он приобретает лицензию у компании-держателя патента. Последняя предоставляет технологии, сырье, а иногда и оборудование. Например, компания «Кока-Кола» продает по лицензии рецепт и право использовать торговую марку.

к содержанию ↑

Основные критерии выбора производственного франчайзинга

Выбирая иностранную компанию для открытия международной франшизы в своей стране, необходимо обращать внимание на следующее:

  • какие выдвигаются требования для организации сервисного обслуживания;
  • как контролируется товар на стадии производства и сбыта;
  • какие используются дистрибутивные системы сбыта;
  • как ведется политика ценообразования;
  • существуют ли требования к упаковке продукции;
  • какие выдвигаются требования к качеству продукции;
  • какие выдвигаются требования к техническому уровню производства;
  • что говорят данные о производстве товаров, их заменителей;
  • как характеризуется жизненный цикл товара;
  • насколько товар индивидуален.
к содержанию ↑

Особенности сервисного франчайзинга

Считается, что данный вид франчайзинга находится между указанными выше видами франшиз, но основная его цель – продать услуги и их сервис под своей торговой маркой. Примерами таких международных франшиз можно назвать тот же McDonalds, Marriott Grand Hotel или Kodak. Их главная цель – обеспечить высокий уровень обслуживания через улучшение качества услуг и расширение их спектра. Как правило, подобные зарубежные компании в рамках франшизы предлагают отечественным компаниям целый комплекс прав, услуг и технологий, которые подпадают под юрисдикцию МЧП. Наиболее популярные сферы подобного франчайзинга в России – туристическая, образования, недвижимость.

к содержанию ↑

Основные критерии выбора сервисного франчайзинга:

Выбирая франшизу на сервис, надо обращать внимание на такие моменты:

  • предоставляются ли данные о конкурентах;
  • как ведется маркетинговая деятельность на рынке;
  • предоставляется ли информация о контроле качества услуг;
  • приводятся ли аналитические данные ценовой политики;
  • какими являются системные стандарты;
  • предоставляются ли данные о рынке предлагаемых услуг и прочее.
к содержанию ↑

Особенности франчайзинга бизнес-формата

Если указанные выше формы ведения международного фрначайзинга можно назвать технологиями ведения бизнеса, то бизнес-формат чаще относят к стратегиям ведения предпринимательской деятельности. Он считается самой обширной формой франчайзинга, поскольку включает в себя все направления деятельности главной компании. Соответственно франчайзи является как бы составной частью главной компании. Для запуска такой франшизы необходимо гораздо больше времени и затрат, но она позволяет надежно расширять бизнес материнской компании, соблюдая все ее интересы.

к содержанию ↑

Условия договора сторон

Прежде чем выбрать конкретные условия договора и вид франшизы для сотрудничества, обе стороны, как правило, проводят маркетинговые исследования рынка, где планируется открыть франчайзинговую компанию. Зарубежные компании рекомендуют до момента подписания договора провести такие мероприятия:

  • проверить, зарегистрирована ли марка и патент на товар;
  • провести собственные маркетинговые исследования по всем направлениям рынка;
  • проанализировать, как защищаются права этого бизнеса в стране или регионе;
  • проанализировать финансовую деятельность франчайзера за последний период;
  • провести анализ условий договора франшизы;
  • изучить и проанализировать действующие контракты;
  • оценка независимыми экспертами прогнозных расчетов;
  • точное определение обязательств по затратам на рекламу, целей визитов франчайзера;
  • оценка технологий, требований к эксплуатации, оценка контрактов;
  • оценка оборудования относительно конкретных условий деятельности франчайзи;
  • объективная оценка, анализ, изучение франчайзера;
  • порядок оказания взаимопомощи в форсмажорных ситуациях и прочее.
к содержанию ↑

Правовое регулирование франчайзинга

Сегодня подобные договоры подписывают в более 80 странах мира. Только в США треть договоров относится к сфере франчайзинга. Тем не менее, международное законодательство в этой сфере еще не отрегулировано. Иногда при подписании договоров применяются нормы МЧП, но чаще всего – положения национального законодательства. В некоторых случаях могут применяться правила защиты интеллектуальной собственности.

Сегодня в практике Европейского международного суда часто рассматриваются дела, касающиеся споров между франчайзи и франчайзерм, которые зарегистрированы в разных странах и не могут отрегулировать свои отношения, так как к каждому из них применяется законодательство своей страны. Оказалось, что в таких случаях МЧП тоже не всегда помогает разрешить сложные ситуации. Поэтому была создана Международная франчайзинговая организация. Ее задача – оценивать будущие сделки и давать рекомендации по заключению подобных договоров на основе МЧП. Правда, на практике до сих пор возникают сложности синхронизации МЧП с национальным законодательством стран.