Бизнес-план книжного магазина
Оцените бизнес идею: |
Сегодня электронные книги стали отличной альтернативой обычным книгам. Но это не значит, что бумажные издания отходят в небытие. Книжный бизнес претерпевает свои трансформации, но не уходит полностью с арены. Поэтому открыть книжный магазин сегодня выгодно и прибыльно, если знать несколько важных нюансов. О них далее.
Регистрация дела
В первую очередь бизнес-план книжного магазина должен предусмотреть официальную регистрацию дела. Для этого достаточно зарегистрировать индивидуального предпринимателя, если вы строите свою компанию самостоятельно. Если же у вас есть партнеры либо вы привлекаете инвестиции для открытия дела с нуля, есть смысл зарегистрировать ООО.
Регистрируя свой книжный магазин, укажите такой код экономической деятельности, как 52.47 «Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцелярскими товарами». Если площадь вашего магазина не превысит 150 кв. м., вы можете выбрать такую систему налогообложения, как ЕНВД. Уточните у местных властей, есть ли возможность воспользоваться нею в вашем регионе. Если нет, то начать дело можно, выплачивая налоги по упрощенной системе. Также оборудуя помещение, надо получить разрешения от пожарной инспекции и СЭС на эксплуатацию.
Помещение
Логично вопрос, как открыть книжный магазин, упирается в выбор подходящего месторасположения торговой точки. Открывать свой магазин надо на оживленной улице в проходном месте, где он визуально доступен максимальному количеству прохожих. Отличное место – супермаркеты, торговые центры. Оформив ярко и броско свой магазин, вы сможете направить действующий поток покупателей к своему магазину. Это поможет сэкономить на рекламе.
Помещение в торговом центре обычно уже соответствует всем нормам, поэтому вам не придется тратить на разрешения время и деньги. К тому же в торговых центрах есть своя охрана – это еще один пункт, на котором может сэкономить бизнес-план книжного магазина.
Но даже в торговом центре важно выбрать правильное место для торговой точки. Желательно арендовать площадь у эскалатора, лифта, магазина известного бренда. Причем для последнего варианта направленность торговли не имеет никакого значения. Если вы открываете магазин с нуля, нет смысла приобретать помещение в собственность – это слишком накладно для старта дела. Совсем сэкономить на торговой площади можно, если открыть интернет-магазин.
Формат магазина
Еще один нюанс в вопросе, как открыть книжный магазин – формат его работы. Чаще всего любители книг заглядывают в небольшие торговые точки площадью до 50 кв. м., в которых представлен универсальный ассортимент. Чаще всего их открывают в небольшом городе или в спальных районах крупных городов. Конечно, важно учитывать наличие конкурентов поблизости.
Хотя специалисты утверждают, что лучше всего открывать с нуля специализированный магазин. Среди самых популярных направлений можно назвать такие:
- Букинистическая лавка или антикварный книжный магазин. Но такой формат бизнеса подходит для крупных городов в местах, недалеко от других антикварных магазинов.
- Специализированная вузовская литература, которую выгоднее продавать недалеко от студенческих городков или ВУЗов.
- Детские книги и игрушки. Подобную торговую точку желательно открывать недалеко от детских садов, центров творчества, детских поликлиник и магазинов.
- Легкое развлекательное чтиво. Обычно открывается по курортным городам недалеко от пляжей и мест отдыха.
Ассортимент магазина
С чего стоит начать бизнес, так это с формирования ассортимента магазина. Пока решается вопрос о регистрации и оформлении помещения – самое время заняться наполнением торговой точки. Создать правильный ассортимент можно, если работать в сфере книжного бизнеса, ориентироваться в жанрах, направлениях, новинках. Владелец магазина должен знать не только, что читают сегодня, но и что будет популярно завтра, для чего надо быть постоянно в курсе событий книжного мира.
Но даже если вы еще не стали книжным корифеем, всегда можно ориентироваться на книги, пользующиеся постоянным спросом. К ним относятся:
- жанровая литература (фантастика, женские романы, боевики, детективы);
- детская литература;
- современная отечественная и зарубежная проза;
- отечественная и зарубежная классика разных жанров и форм.
Не сбрасывайте со счетов сезонную литературу: учебники, подарочные издания, специализированная литература. На ней тоже можно заработать в период повышенного спроса, для чего организовать отдельный отдел. Также в ассортимент желательно включить календари, карты, канцтовары, развивающие игрушки и прочее.
Оборудование
Главное торговое оборудование книжного магазина:
- тумбы;
- горки;
- витрины;
- стеллажи;
- полки.
Все это надо расположить так, чтобы посетителям было удобно перемещаться между полками, останавливаться и рассматривать книги. Обратите внимание. что организовывать продажу надо не через прилавок, а по принципу супермаркета, ведь редко кто покупает книгу, бросив на нее один лишь взгляд издалека.
Также необходимо оборудовать рабочее место кассиру, установить там сканер и кассовый аппарат, зарегистрированный в налоговых органах. Для удобства посетителей на входе надо установить шкафчики для хранения вещей. Также во избежание воровства в торговом зале должны стоять камеры видеонаблюдения, а у входа – специальный сканер.
Поставки книг
Книги можно закупать у посредников, оптовиков или непосредственно у издателей. С последними можно договариваться о поставках под реализацию, но, как правило, они идут на такие условия после определенного времени успешного сотрудничества. Соответственно, первую партию книг придется закупать самостоятельно за полную стоимость.
Вопрос поставки упирается также в непосредственную доставку товара. Как правило. при заказе больших партий поставщик доставляет товар бесплатно и самостоятельно. В иных случаях об этом следует позаботиться самому предпринимателю.
Персонал
Для работы в магазине вам потребуются продавцы-консультанты, которые также будут выполнять функции кассиров. Как правило, они работают по двое на смене по графику день через день. Они должны хорошо разбираться в литературе, новинках, суметь предложить покупателю то, что ему необходимо, быть готовым к обсуждению книг. Желательно, чтобы ваши продавцы были заинтересованы в расширении своего кругозора. Стимулом к этому могут быть продажа книг по оптовой цене или разрешение брать книги на выходной с собой.
Также магазину необходим управляющий, который одновременно может выполнять функции товароведа. Как правило, этим занимается сам владелец. И не забудьте о бухгалтере и уборщиках помещений.
Вложения в дело
Далее важно определиться с расчетами. Если вы планируете открыть небольшой магазин площадью до 50 кв. м, расходы будут выглядеть примерно следующим образом:
№ | Наименование затрат | Сумма (рублей) |
1. | Регистрация предприятия | 5 000 |
2. | Получение разрешений | 5 000 |
3. | Ремонт, вывеска, оборудование | 200 000 |
4. | Приобретение товара (около 10 тысяч книг) | 1 000 000 |
5. | Аренда | 50 000 |
6. | Зарплата | 140 000 |
7. | Другие расходы | 100 000 |
Итого на открытие подобного магазина необходимо как минимум 1,5 млн руб. Доходная часть будет формироваться из продаж книг и сопутствующих товаров. Как правило, наценка на книги составляет 50-100%. При удачном стечении обстоятельств вернутся они примерно через год.
Альтернатива – интернет-магазин
Сегодня многие пробуют освоиться в бизнесе, начиная торговлю через Интернет. Аналогично можно организовать продажу книг. Но интернет-магазин может работать как самостоятельная форма бизнеса, так и дополнительный канал сбыта для оффлайн-магазина.
Чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо заказать создание интернет-странички. На ней должен быть представлен весь ассортимент товара, подробное описание каждой книги с указанием цены. Также должна быть предусмотрена возможность оплаты покупки через Интернет. Затем надо продумать условия доставки книг, купленных таким образом. Типичные формы доставки интернет-покупок:
- курьерская – самая надежная, но ее сложно использовать, если заказчик находится в другом населенном пункте;
- почта России – занимает больше времени и требует оплаты услуг почты;
- экспресс-доставка – способ не менее надежный, чем курьерский, но более дорогой, даже чем предыдущий.
Тем не менее, сегодня читатели все охотнее заказывают книги через Интернет, так как это проще, быстрее и удобнее.