Бизнес-план театра

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

театр как бизнесНа территории России театр появился довольно поздно – во второй половине 18 столетия императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об учреждении первого в стране постоянно действующего профессионального театра: Российского для представления трагедий и комедий театра. В дальнейшем на базе финансирования из государственной казны возникло достаточно много различных театров, включая актерские товарищества, антрепризы и частные театры. Однако к тридцатым годам 20 столетия российская сеть театров была полностью национализирована, а возрождаться театральное дело стало только к концу восьмидесятых годов. Собственно это является одной из причин того, что частные театры в России воспринимаются среди предпринимателей и инвесторов фактически как некоммерческие проекты, не приносящие своим создателям большого дохода.

Статистика показывает, что за последнее десятилетие численность театральной аудитории возросла примерно на 20%, при этом даже в кризисные периоды количество зрителей не уменьшалось. За тот же период количество официально зарегистрированных профессиональных театров увеличилось примерно на 9%, при этом наибольший рост показали театры драмы, комедии и музыкальные, а также детские театры и театры юного зрителя – 10% и 9% соответственно. Количество профессиональных театров оперы и балета увеличились всего лишь на 5%. Таким образом, можно заключить, что театральная аудитория в России достаточно стабильна и то, что темп ее роста опережает увеличение количества профессиональных театров.

Обратите внимание!

* В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
* Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

* Задайте вопрос через форму (внизу статьи), либо через онлайн-чат .

* Позвоните на горячую линию: Москва и Область - +7(499)350-84-27 Санкт-Петербург и область - +7(812)309-43-72

Стационарный или разъездной театр

Наличие собственного помещения является определяющим фактором при выборе формата будущего театра. Решение о покупке помещения в собственность напрямую зависит от величины города и наличия стартовых средств. Арендовать подобное помещение на длительный срок затруднительно, так как не каждый собственник позволит его сильно преобразовывать, по причине того, что в последующем это помещение без доработок будет годно только для выступлений.

Покупать и преобразовывать помещение под театральную сцену в небольших городах зачастую нецелесообразно, так как высокой посещаемости зала добиться будет практически невозможно, то есть такие действия приведут к затягиванию срока окупаемости проекта. В мегаполисах, конечно, любое помещение в итоге можно будет продать, в том числе и другому театру. Тем не менее, наличие собственной сцены предполагает еще и стационарность выступлений, но для того, чтобы на выступления приходило большое количество людей необходимо иметь хорошую репутацию, чего довольно затруднительно добиться новому театру. Поэтому относительно неплохим выходом будет покупка нескольких автофургонов, которые понадобятся для перевозки реквизита и актеров. Стоимость одной подобной машины колеблется в пределах 35-35 тыс. долл. При покупке 3-4 моделей выездной театр будет достаточно мобилен, при этом денег понадобится значительно меньше, чем для покупки и оборудования сцены в мегаполисе, которую можно купить, когда театр будет известен среди аудитории. Естественно, что у полностью разъездного театра основные доходы будут поступать с постановок в детских садах и школах, а также гастролей.

Отсутствие собственной сцены является проблемой около 80% всех кинотеатров. Единственным выходом для них является аренда сцены, однако свободных сцен в крупных городах не так много, причем стоимость аренды может составлять 30-50% от дневной выручки. Некоторые собственники предоставляют площадку по фиксированной цене, однако данная политика выгодна только при большой посещаемости зала, малые же театры при таком подходе по итогам премьеры могут быть в убытке.

к содержанию ↑

Репертуар и актерская группа

В театральном деле выделяется несколько жанров, в частности, комедия, драма, трагикомедия, трагедия, водевиль и мюзикл. Однако формировать в новом театре постановки лишь одного жанра не рекомендуется, так как в этом случае он будет популярен лишь среди почитателей этого жанра, что негативно скажется на доходе.

Естественно, что добиться выступления известного актера на новой сцене неизвестного театра будет практически невозможно, то есть в составе актерской группы изначально будут лишь новички, окончившиеся обучение в студии. Однако и от их присутствия в театральной постановке будет польза. Дело в том, что за период обучения у студентов зачастую начинают появляться собственные поклонники. Конечно, их количество невысоко, однако статистика показывает, что именно такие поклонники ходят на выступления молодых актеров еще в течение некоторого времени, обеспечивая, таким образом, кассовые сборы. Конечно, спустя полгода такие поклонники начинают ходить на выступления реже, однако в течение этого времени у театра есть возможность увеличить свою популярность среди аудитории. Еще одним косвенным преимуществом работы с новичками является то, что они, как правило, работают за довольно скромные гонорары.

к содержанию ↑

Расходы и перспективы

Объем инвестиций для открытия театра составляет 124-160 тыс. долл., которые распределятся следующим образом:

  • Покупка транспортных средств – 105-140 тыс. долл.;
  • Приобретение грима, костюмов, общих декораций – 15 тыс. долл.;
  • Реклама – 4-5 тыс. долл.

На организацию одной театральной постановки, как правило, расходуется 10-12 тыс. долл., на которые закупаются специфичные костюмы и декорации.

Средняя цена одного билета равняется 30 долл., из них 9-15 долл. необходимо отдать за аренду сцены. Статистика показывает, что средняя посещаемость зала на начальном этапе составляет около 40 человек. Таким образом, доход с одного показа составляет 600-840 долл. Если одну постановку показывать через день, то за месяц доход составит 9-12,6 тыс. долл., при этом 60-65% от этой суммы составят зарплата актеров и оплата работы технического персонала, еще 20% — оплата аренды складского помещения для хранения декораций и транспортные расходы.

С учетом средней ежемесячной прибыли с показа одной постановки, равняющейся 1,4-2,5 тыс. долл., ориентировочный срок окупаемости затрат на ее подготовку составит 4-9 месяцев, то есть одна постановка окупается в течение сезона.

Одним из доходных направлений работы театра является организация представлений в школах и детских садах. Дело в том, что администрация этих учреждений должна способствовать культурному просвещению детей. Естественно, что самостоятельными силами работники этих учреждений обойтись не могут, поэтому они заключают договора с театрами. Несомненным плюсом в работе театра в таком формате является отсутствие арендной платы за сцену, а также более низкая стоимость организации самого представления. Конечно, есть и подводные камни – в частности, руководство учреждений предпочитает сотрудничать с уже знакомыми коллективами.

Как правило, в театре за сезон должно быть организовано не менее 4 новых постановок, в противном случае интерес аудитории к нему постепенно ослабеет. С учетом того что некоторые уже окупившиеся постановки будут постепенно переходить на следующие сезоны, можно предположить, что ориентировочный срок окупаемости первоначальных инвестиций составит не менее 4-5 лет.