Show

Бизнес-план сахарного завода

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (голосов: 7, в среднем: 3,71 из 5)
Загрузка...

сахарСахар – уникальный продукт. С его участием делают не только кондитерские, алкогольные изделия, но и фармацевтические препараты, пластмассу и многое другое. Не говоря уже о том, что существенную его долю покупают в розницу. Поэтому производство сахара – дело нужно и востребованное.

Анализ рынка

Главное преимущество бизнеса на сахаре в том, что реализация продукта не имеет сезонных колебаний. Само же производство с каждым годом наращивает объемы. Но рынок все равно еще далек от насыщения, потому что растет и уровень потребления продукта. По средним показателям один человек за год съедает его около 20 кг. Мировым лидером по изготовлению сахара является США, а Россия занимает второе место. Этот факт говорит о том, что в стране существуют отличные условия для реализации такого бизнеса.

Плюсы и минусы бизнеса

Как и при любом другом производстве, бизнес на сахаре имеет свои преимущества и недостатки. Основной минус этого вида предпринимательства – сильная зависимость от сырья, точнее, от мест, где его можно добыть. В Российской Федерации сахар делают чаще всего из сахарной свеклы. А растет она преимущественно в Южном, Приволжском и Центральном округах. Если есть желание открыть завод в других регионах, сырье необходимо импортировать, что увеличивает расходы на производство.

Больше 90% продукта в России делают из завезенного сырья. Цены на продукт сравнительно высокие. Поэтому, если организовать производство на местном сырье, можно существенно выиграть на разнице отпускной цены.

Еще одно преимущество продукта – он однокомпонентный. То есть для его изготовления необходим только один тип сырья. Потребление продукта высокое, а затраты на организацию завода сравнительно небольшие.

Организация бизнеса с формальной стороны

Прежде всего, бизнес-план сахарного завода должен предусмотреть регистрацию юридического лица. Организационная форма ООО намного предпочтительней, чем индивидуальный предприниматель, поскольку позволит работать масштабно, сотрудничая с крупными организациями.

Следующие необходимые формальности – привести в соответствие с требованиями пожарной инспекции, СЭС и других инстанций производственное помещение. Как правило, это занимает немало времени, усилий и денег. Конкретные нормы и требования лучше уточнять на местах, так как они могут немного отличаться от региона к региону.

Следующий важный момент, который должен учитывать бизнес-план сахарного завода – конечный продукт должен соответствовать специальным ГОСТам. Поэтому перед началом производства надо изучить требования ГОСТов:

  • Свекла сахарная. Технические условия (Р 52647-2006);
  • Свекла сахарная. Методы испытаний (Р 53036-2008);
  • Метод определения сахарозы (12571-86);
  • Производство сахара (Р 52678-2006).

Виды производимой продукции

Сахар можно готовить различными способами и производить различный продукт. Выделяют такие его виды:

  • Рафинад – высоко очищенная сахароза, которая разделена на куски, как правило, кубики.
  • Песок – сахароза, которая имеет форму кристалликов размером 0,5-2,5 мм.
  • Пудра – измельченные кристаллики сахарозы.
  • Сырец – отдельные неизмельченные кристаллы сахарозы.

Сырье для изготовления продукта

На территории СНГ традиционно сахар производили из сахарной свеклы. Однако сегодня это сырье вытеснили импортные предложения. Поэтому кроме свеклы, которую выращивают еще в Германии, Франции и США, используют такое сырье:

  • Хлебный сорго (стебли). Основная его страна-производитель – Китай. Но изготовленный из него продукт мало чем отличается по своим характеристикам от сахара из свеклы или тростника.
  • Просо или крахмалистый рис. Из него готовят солодовый сахар. Главный производитель такого сырья – Япония.
  • Сок пальм. Его добывают в странах Юго-Восточной Азии.
  • Тростник сахарный. Культивируется в основном предприятиями Кубы, Индии, Бразилии.

Технология производство сахара

Прежде чем открыть мини-завод по производству сахара, надо изучить технологию его изготовления. Это даст понимание того, какое оборудование для производства сахара надо закупить. В качестве примера возьмем свекольное производство, которое идет по таким основным этапам:

  1. Экстракция. Для этого сырье хорошо промывают, затем очищают, отмеривают необходимое количество и пускают на стружку. После измельчения свеклы стружку загружают в диффузор. Там из этой массы с помощью горячей воды сахар экстрагируется и получается диффузный сок. Это еще не конечный продукт, но он содержит 15% сахарозы. Кроме нее еще стружка от свеклы и жом.
  2. Очистка диффузного сока. Для этого его смешивают с известковым молоком и проводят через специальные этапы очистки.
  3. Удаление лишней воды через ее испарение. По окончанию этого этапа остается сироп, чуть более половины объема которого составляет сахар.
  4. Кристаллизация. Завершается технология производство сахара проведением сиропа через центрифуги, утфелераспределители, вакуум-аппараты. Только после этого на выходе остается кристаллизированный сахар.

Производственное оборудование

На каждый этап производства необходим свой комплект оборудования. Так, для подготовки свеклы к обработке нужен такой комплект установок:

  • машины для мытья свеклы;
  • камнеловушки;
  • водоотделитель;
  • ботволовушки;
  • песколовушки;
  • гидротранспортер;
  • свеклоподъемную установку.

Главная производственная линия состоит из:

  • сушилкок для жома;
  • шнекового пресса;
  • диффузионных установок;
  • весов;
  • свеклорезки;
  • конвейера с магнитным сепаратором.

Чтобы очистить сок надо закупить:

  • отстойники;
  • сульфитаторы,
  • сатураторы,
  • фильтры с подогревательными устройствами,
  • аппараты дефекации.

Последний этап производства проходит через такие установки:

  • выпарная установка с концентратором;
  • центрифуги;
  • вакуум аппараты;
  • сушильно-охладительная установка;
  • вибросито;
  • виброконвейер.

Помещение

Помещение под небольшое производство должно соответствовать всем требованиям помещений пищевой промышленности. Площадь подбирается исходя из габаритов установок. Кроме производственного цеха на производстве должен быть предусмотрен сухой и хорошо проветриваемый склад для хранения продукции, потому что сахар хорошо впитывает любые ароматы.

Введение производства в действие

Существует несколько способов, как организовать и запустить завод.

  1. Приобрести готовый мини-завод. Однако тогда очень важно знать дату открытия и введения в эксплуатацию завода. В том случае, если это произошло давно, оборудование будет непригодное к использованию, даже если оно в рабочем состоянии. Лучше всего пригласить для его оценки специалиста. Стоить такое предприятие может до двух миллионов долларов. Если предприятие открылось после 2000 года, его цена возрастет до пяти миллионов и выше.
  2. Организация завода с нуля. При таких раскладах линию производства надо закупать новую. Цена такого оборудования зависит от его мощности производства:
  • оборудование на 10 тонн в сутки –10-20 тыс. долл.;
  • оборудование на 15 тонн каждый день – 100 тыс. долл.;
  • оборудование на 50 тонн в сутки – 200 тыс. долл.

Особые условия производства

Переработка свеклы в сахар происходит в течение так называемой кампании, которая длится 3-4 месяца за год – когда созреет сырье. Все это время оборудование работает постоянно, без перерывов, а персонал – посменно. Когда заканчивается кампания по переработке свеклы, оборудование надо проверить, и по необходимости провести ремонт.

Но само производство считается безопасным, так как в процессе работы не выделяется пыль, токсичные газы и прочее. Единственной проблемой может стать высокий шум при работе агрегатов.

Расширение производства

Чаще всего молодое производство ориентировано на изготовление сахара-песка, поскольку это самый востребованный вид продукта. Как только производство будет налажено, можно расширять ассортимент.

Сахар-рафинад

Прежде всего к основной линии добавляют производство сахара-рафинада. Китайская установка производительностью 150-200 кг за смену стоит примерно 2 млн руб., турецкая – до 7 млн руб. Также надо закупить автоматическое фасовочное оборудование, а это еще как минимум 600 тыс. руб.

Этот сахар можно изготавливать двух видов:

  • прессованный: сахар-песок проходит обработку в центрифуге, прессуется, высушивается и после этого колется на кубики заданного размера;
  • литой: масса сахара загружается в специальные формы и оставляется пока не затвердеет, после чего несколько раз заливается чистым сахаром, промывается. Так удаляется патока. После этого куски достаются из форм, сушатся и раскалываются на кубики нужных параметров.

Тростниковый сахар

Его производство похоже на изготовление продукта из свеклы с некоторыми отличиями:

  • Этап экстракции заменяется отжиманием замоченных стеблей на специальных вальцах. Это позволяет добыть 90% содержащейся в тростнике сахарозы. Сок уходит в ловушку для мезги, затем проходит обработку на соковых измерителях.
  • Этап очистки сока. Он сразу обрабатывается известью без предварительных этапов обработки, как в случае со свекольным производством.

Меласса и жом

После очистки диффузного сока остается меласса и жом. Первое – отличный кормовой силос, а второе – кормовая патока. Их обычно обменивают по бартеру на сырье у сельхозпроизводителя. Но и сама патока востребована определенной категорией покупателей.

Кроме этого, дополнительно зарабатывать можно на изготовлении сахара-кандиса – очень крупных прозрачных кристаллов, которые изготавливаются на специальном оборудовании. Существуют и другие направления производства, которые можно наладить в дополнение к изготовлению сахара-песка.

Расчет окупаемости

Как показывает практика, если изначально грамотно организовать поставки сырья и сбыт готовой продукции, завод может окупиться уже за полгода, то есть за один сезон. Но на сроки сильно влияет стоимость оборудования. На оборудование европейского производителя мощностью 20 тонн в сутки уйдет не меньше 90 тыс. евро. Если закупать оборудование производительностью 100 тонн в сутки, на него надо выделить около 270 тыс. евро. Если вы решили закупить мини-завод производительностью 12 тонн в сутки, то базовая комплектация обойдется вам в 18-20 тыс. долл.

Не стоит забывать, что для завоевания рынка надо суметь красиво преподнести продукт. Надо не только разработать собственный бренд, но и наладить производство понятной и красивой упаковки для продукта.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *