Бизнес план охотничьего хозяйства

Оцените бизнес идею:
Очень плохоПлохоУдовлетворительноХорошоОтлично (Проголосуйте первым)
Загрузка...

охотничье хозяйствоОрганизация охотничьего хозяйства – дело специфическое, требующее особых знаний, немалого капитала, организаторских способностей, определенной доли альтруизма. Поэтому данный бизнес подойдет тем, кто давно знаком с этой сферой и видит себя только в ней.

Аренда земли под хозяйство

Первое, что должен решить бизнес-план – это найти землю под охотничий бизнес. Общая площадь зависит от ваших финансовых возможностей, предполагаемого размаха деятельности. Считается, что минимальной площадью может стать территория в 10 тыс. га.

Чаще всего под этот бизнес берут в аренду лесные массивы. Существует два вида земель – охотохозяйственные и обычные земли. В зависимости от того, с каким участком вам приходится иметь дело, зависит документальное оформление вашего дела и прочие нюансы.

к содержанию ↑

Охотохозяйственные угодья

К ним относят ту территорию, которая внесена в общий государственный или краевой реестр, как земля, предназначенная для добычи охотничьих ресурсов.

Чтобы получить право использовать эту землю под охотничье хозяйство, надо совершить такие шаги:

  • зарегистрировать индивидуального предпринимателя или юридическое лицо;
  • выбрать нужный участок, который относится к таким угодьям, арендовать его;
  • оформить лицензию на долгосрочное пользование животным миром участка.

Этого вполне достаточно, чтобы начать бизнес. Есть еще один вариант организации охотничьего хозяйства – приобрести землю в собственность. Но оформить ее в частные владения стоит намного дороже, и сделать это непросто.

к содержанию ↑

Оформление лицензии

Но именно последний пункт обычно вызывает определенные опасения у предпринимателей. Чтобы получить такого рода лицензию, надо подать соответствующую заявку в администрации края или региона. В документе указывается такая информация:

  • данные о заявителе;
  • вид предполагаемого пользования фауной;
  • список объектов животного мира, которыми предполагается пользоваться;
  • площадь и границы территории пользования;
  • срок, на который требуется установить время пользования.

Больше шансов получить лицензию у тех предпринимателей, которые уже пользовались данной территорией на каких-то условиях или являются собственниками лесных или земельных угодий, имея у себя персонал по их обслуживанию.

Лицензия дает право проводить на территории охоту, ради чего, собственно, и затевается бизнес. Без нее вы сможете осуществлять только охотохозяйственную деятельность. То есть заботиться об увеличении популяции животных, их охране, организации отдыха на территории хозяйства без отстрела животных. Максимум, на чем вы сможете строить бизнес – на продаже товаров для охоты.

к содержанию ↑

Аренда обычной земли

Организация охотничьего хозяйства на обычных землях немного отличается от оформления охотохозяйственных угодий. В этом случае бизнес-план тоже включает три этапа оформления дела.

  • регистрация индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • подбор и покупка (аренда) участка;
  • подача документов на аукцион по заключению охотохозяйственного соглашения с Госохотоинспекцией.

Только в том случае, если вы выиграете этот аукцион, вы получите право заключить договор с указанной инспекцией, оформить присоединение вашей земли к реестру охотохозяйственных угодий. Учтите, что без такого присоединения охота на вашем участке будет расцениваться, как браконьерство.

Однако, собравшись купить землю под охотничье хозяйство, надо иметь в виду некоторые нюансы российского законодательства. В любом регионе земли делятся на закрепленные и общедоступные. Первые – это и есть частные охотничьи хозяйства, которые сдаются для охоты третьим лицам. Собственно, ради этого вы и пишете свой бизнес-план. А вторые находятся в ведении государства. На них может охотиться любой обладатель соответствующей лицензии. Закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что этих общедоступных угодий должно быть не менее 20%. Аукционы объявляются только в том случае, если общедоступных земель оказывается больше этого показателя, что довольно редкий случай.

к содержанию ↑

Разрешительная документация

Открывая охотничье хозяйство, надо понимать, как оно функционирует, по каким правилам проводится охота на его территории. Прежде всего, надо знать, что любой охотник, пожелавший заняться на территории вашего охотничьего хозяйства охотой или рыбалкой, должен иметь личный охото-рыболовный билет. Выдается он местными исполнительными органами власти. А вы всегда обязаны его проверять.

Документ бессрочный и имеет стандартный образец. В него должна быть вписана каждая собака, с которой планируется вестись охота. Кроме этого, на каждое такое животное должно быть выписано свидетельство о регистрации в органах надзора.

Чтобы иметь право на охоту, у охотника должна быть личная лицензия или как ее еще называют, путевка. Она выдается на отстрел конкретного животного или птицы на определенный срок на конкретной территории. Когда заканчивает срок ее действия, документ возвращается в орган, который ее выдал. Там же ставятся отметки о том, сколько и какие животные были отстрелены.

Именно эти путевки и должно выдавать охотничье хозяйство, когда оно будет зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Бланки этих документов вы должны получать в местных органах власти, заполнять и выдавать самостоятельно. Чтобы получить бланки надо подать соответствующее заявление, где указываются ваши личные данные, ресурсы вашего охотничьего хозяйства, какие виды охоты там будут проводиться, сколько вам бланков надо. Обратите внимание, если у вас на территории живут охраняемые виды птиц или животных, на них оформляется специальная лицензия.

Еще один обязательный документ, получение которого надо включить в бизнес-план – разрешение на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Оно выдается органами внутренних дел.

к содержанию ↑

Практическая сторона дела

До сих пор мы говорили исключительно о формальной и разрешительной стороне дела. Но в бизнес-план надо включить еще и разработку концепции вашего предприятия. Здесь никто не ограничивает вас в фантазии. Одни предлагают высококомфортабельный отдых, воздвигая на территории современные коттеджи со всеми удобствами. Другие же рассчитывают на любителей экстрима и ограничиваются вагончиками, предлагая условия максимально походные. Это влияет и на финансовый план предприятия, и на перечень предлагаемых услуг.

к содержанию ↑

Основные услуги

Какого бы формата отдых ни входил в план концепции вашего охотничьего хозяйства, он должен иметь как минимум стандартный набор услуг. К ним относят:

  • питание;
  • проживание;
  • услуги егеря;
  • обработка трофеев.

Если кроме охоты вы предлагаете еще и рыбную ловлю, к описанным выше услугам надо добавить такие «рыбные» условия:

  • аренда рыболовного инвентаря;
  • аренда водного транспорта.

Обработка трофеев предполагает такие манипуляции с тушей:

  • разделку;
  • потрошение;
  • чистку;
  • заморозку/балыковяление/копчение/засолку и прочее.

Также можно организовать сотрудничество с таксидермистами и предлагать создание чучел из пойманных или отстреленных животных. Но это относится уже к разряду дополнительных услуг.

к содержанию ↑

Дополнительные услуги

К ним относят в основном те, которые помогают улучшить сервис. Их вид зависит исключительно от типа вашего хозяйства. К ним можно причислить следующие:

  • стендовую стрельбу или тир;
  • мангал или площадку для пикника;
  • трансфер;
  • бассейн;
  • баня или сауна;
  • различные игры;
  • услуги няни и детская площадка;
  • водные прогулки на различных водных средствах;
  • экскурсии и прогулки по территории;
  • массаж;
  • прачечная;
  • Интернет и прочее.

Но расширять ассортимент услуг оправдано, если территория находится в вашем владении. Вкладываться в арендованные земли слишком рискованно.

к содержанию ↑

Персонал

План штатного расписания тоже напрямую зависит от размаха вашего предприятия. Если вы организовываете максимально природные условия для охоты, вам достаточно нанять управляющего, повара и егеря. Чем шире спектр услуг, тем больше персонала понадобится. Для бассейна нужен чистильщик, для коттеджей – уборщицы, в баню и сауну – банщики и мойщики и так далее.

к содержанию ↑

Дополнительные источники доходов

Чтобы оптимизировать бизнес, можно включить в план открытие магазина охотничьих и рыболовных товаров. Но в этом случае тоже надо проделать скрупулезную работу. Если в ваш план входит продажа охотничьего оружия, вам необходимо разрешение от управления внутренних дел, местных властей, а также соответствующая лицензия, которая стоит 150 тыс. руб. Кроме того, помещение надо привести в точности с требованиями соответствующего законодательства. Это охрана, сейфы, сигнализация и прочее. Около 5 тыс. долл. надо выделить на закупку различных товаров, еще минимум 8 на приобретение инвентаря. Всего эта идея обойдется примерно в 3 млн руб.

к содержанию ↑

Основная финансовая часть

Организовывая этот бизнес, надо понимать, что инвестиции в него потребуются разные, в зависимости от того, насколько масштабное предприятие вы затеяли. И чем большими они будут, тем более долгим будет срок их возврата. Поэтому охотничье хозяйство можно организовывать ради занятия любимым делом, или же с привлечением больших объемов сторонних инвестиций с прицелом на долгий срок их возврата.

к содержанию ↑

Основные статьи расхода

План расходов состоит из единовременных и постоянных затрат. К первым относят облагораживание территории, постройка домиков и инфраструктуры. Позже вам регулярно придется выделять средства на:

  • зарплату персоналу;
  • заселение, разведение и переселение различных животных и рыб в водоемах.

При постройке охотничьей базы с нуля план расходов будет включать такие пункты:

  1. Прокладка коммуникаций. Если они уже есть, вы сильно сэкономите на постройке комплекса. Но зачастую приходится прокладывать их самостоятельно.
  2. Проектирование комплекса. На этом этапе важно привлечь специалистов, которые учтут характер ландшафта, почвы, пролегания подземных вод, климатические особенности и прочее. Как правило, хозяйство включает в себя постройку домиков для клиентов, для персонала, общее помещение с кухней, столовой, а также отдельную постройку под административный корпус, территорию под стоянку или гаражи.
  3. Строительство. В этом случае рассчитывать объем инвестиций надо не только из стоимости строительных материалов и услуг строителей, но и удаленности вашего хозяйства от мест закупки стройматериалов. Стоимость доставки зависит от дальности поездки.
  4. Реклама. Без нее никто не узнает о вашем замечательном хозяйстве и услугах, которые тут предлагаются. На первых порах понадобится немало средств. В дальнейшем объем расходов можно сократить, а новых клиентов к вам будет приводить «сарафанное радио».
к содержанию ↑

Важный момент

В статью расходов желательно включить около тысячи долларов, предназначенных для ликвидации лишних дорог, оборудования основного подъезда и установки на нем блок-поста. Желательно, чтобы к вашему хозяйству вела только дорога с охраняемым въездом. Это снизит риск браконьерства на вашей территории. Но важно перекопать эти дороги на законных основаниях.

к содержанию ↑

Статьи дохода

Главными статьями дохода вашего бизнеса – оплата услуг и добытых трофеев. В каждом хозяйстве устанавливаются свои расценки и способы оплаты. Как правило, устанавливаются отдельные тарифы на допуск к территории охоты, услуги егеря, тушу добытого животного или на вес рыбы, а также их обработку. Еще одна статья доходов – выдача путевок, стоимость которых колеблется от 300 до 1 000 руб.

Дополнительный доход можно получать от продаж специализированного магазина, проживания на базе, использования ее дополнительных услуг.

к содержанию ↑

Особенности вашего бизнеса

Данным направлением занимается немало предпринимателей. Чтобы клиенты возвращались к вам снова, важно найти какую-то особенность для своего бизнеса. Например, можно устраивать соревнования по рыбной ловле или предлагать изготавливать чучела из отстрелянной дичи или птицы. Важно найти именно то, ради чего клиенты будут приходить именно к вам.